Владимир Маскевич — дорожных дел мастер

Человек и его дело

Часто дороги в Беларуси называют национальным достоянием. И это действительно так. Мне и самому доводилось неоднократно слышать от зарубежных водителей лестные отзывы по поводу наших дорог. Сегодня мы расскажем о человеке, который внес немалый вклад в дорожное строительство не только в нашем районе, но и во многих других регионах области. Это житель городского поселка, ныне пенсионер, Владимир Николаевич Маскевич.

Люди старшего поколения, думаю, хорошо помнят, как выглядели наши дороги вплоть до начала 70-х годов прошлого века. Узкие, обсаженные во многих местах толстыми вербами, березами, вплотную примыкающими к проезжей части, что даже при той незначительной интенсивности дорожного движения представляло угрозу в плане безопасного передвижения по ним. А зимой из-за сильных снежных заносов порой вообще было очень трудно пробраться по таким доргам. И вот в начале 70-х наступил настоящий дорожный бум. В то время как раз и оказался в наших местах Владимир Маскевич, выпускник факультет гидротехнического и дорожного строительства Белорусского политехнического института.

—  В 1973 году я окончил институт, — вспоминает Владимир Николаевич. – Выпуск у нас был большой, пять групп. Дорожники были нужны тогда везде. На комиссии по распределению мне предложили работу в Гродно. В то время большинство из нас стремились уехать в областные и районные центры, чтобы работать мастерами, прорабами. Работы хватало, да и деньги можно было заработать хорошие. В Минске оставались, как правило, только минчане. Смысла не было устраиваться там на работу, не имея жилья, и даже намеков на него.

В Гродно Владимиру Маскевичу приходилось бывать и раньше, когда учился на заочном отделении и работал параллельно в «Белгипродоре».

— В семье нас было трое братьев, — продолжает разговор мой собеседник. Я родился 20 августа 1948 года в городе Мстиславле Могилевской области. Мать была учительницей, отец работал бухгалтером. Трудно было в послевоенное время, но интересно. Молодость – это всегда замечательно. Зимы были тогда крепкими. Я увлекался очень коньками, это было модно тогда. А летом — плавание, речка у нас была хорошая. Участвовал в различных соревнованиях. Помню в Бобруйск ездили, там впервые я бассейн увидел в 6 классе.

Но не только отдыхали дети. С малых лет в семье Маскевичей все были приучены к труду, не только ради улучшения финансового положения. В этом просто была потребность.

— Летом у нас было принято работать, ходили на подработку в ДЭУ, — вспоминает далее Владимир Николаевич. — В то время как раз активно занимались посадками придорожных лесозащитных полос. В основном ели высаживали, иногда и лиственные породы. Были и декоративные посадки. Они помогали защититься зимой от снежных заносов. К сожалению, многое из того, что было тогда сделано, потом бездумно уничтожили. А теперь снова взялись за посадки. После девяти классов я пошел в вечернюю школу и параллельно работал электромонтером в организации, которая занималась охранной сигнализацией. Физику я знал хорошо, старший товарищ немного помог в тонкостях разобраться, сдал экзамен, так и работал. Кстати, в то время много школьников работало. Это теперь появились такие требования, что ни то нельзя, ни это. Даже внештатным корреспондентом в местной газете был, писал заметки о спорте.

А когда настало время определиться с будущей профессией, Владимир Маскевич отправился в Минск. С математикой и физикой он очень дружил, поэтому и выбор пал на политехнический институт. Когда сдавал документы в приемной комиссии, старшекурсники настойчиво посоветовали: «Иди на дороги!». Так и сделал, сдал документы и до сих пор об этом нисколько не жалеет.

Опять же из-за финансовых трудностей в семье — отец в то время тяжело болел, не работал – пришлось идти на заочное отделение. Но в этом были и свои плюсы. Практическая деятельность помогала более досконально осваивать все нюансы будущей профессии. Владимир устроился нивелировщиком на работу в проектную организацию «Белгипродор». Во многих уголках Беларуси пришлось побывать ему в то время. И с тех пор он очарован своей страной, ее природной красотой. Довелось ему работать и в Карелии, и в Латвии, там тоже были красивые места, но все равно в своих родных краях ему было милей всего.

На старших курсах Владимир Маскевич науку постигал уже на очном отделении, но все равно продолжал подрабатывать лаборантом в студенческом бюро. Так было принято тогда.

И вот он, новоиспеченный специалист, на пороге кабинета начальника ДСУ №18 в Гродно. А отсюда его направили в Берестовицу, где находился в то время прорабский участок.

— Сел на автобус и поехал. Вышел, правда, раньше времени, в Малой Берестовице, — с улыбкой говорит Владимир Николаевич, — Не знал тогда, что тут их целых три Берестовицы. В то время еще и станция Берестовица была. Прорабский участок находился при выезде из Большой Берестовицы в сторону Пограничного. В этом здании теперь центр селекции и генетики животных располагается. А тогда там и база наша была, и общежитие. В нем и мне первое время холостяком пришлось жить. Определили меня на должность мастера. А тогда как раз дорогу строили из Большой Берестовицы на Малую. Все было кругом раскопано. Осень стояла на дворе, а в Малой Берестовице, помню, там, где при въезде памятник находится, сплошная глина была. Дороги тогда на Волковыск из Олекшиц еще не было. И все машины на Брест, Львов, Кишинев из Калининграда, Литвы, Латвии шли по этой дороге. Не проехать было после дождей по раскопанной глине, даже на плите приходилось перетаскивать машины. А с объездами вообще были проблемы. Это теперь все асфальтом покрывают, а тогда только гравийную подсыпку делали.

Вот таким запомнилось знакомство Владимиру Николаевичу с Берестовицким районом. А впоследствии где только не довелось ему поработать на строительстве дорог. И в Скиделе, и в Щучинском районе, и в Сморгонском. Пришлось строить и известную теперь дорогу на Августовский канал. Все это было связано с длительными командировками и переездами. А в то время в семье Маскевичей уже подрастало двое детей. И решили перебраться на родину жены, в Берестовицу. Владимир Николаевич устроился прорабом в теперешнее ДРСУ-160, затем стал главным инженером, а в 1985 году его назначили начальником. На этом посту он проработал 18 лет.

О многих из своих бывших коллег у Владимира Николаевича остались самые теплые воспоминания. Среди них Константин Михайлович Меленец, бывший главный инженер, а потом прораб, оператор асфальтного завода Иван Адамович Росинский, водитель Владимир Николаевич Кузюкевич, бухгалтер Софья Ивановна Коник и многие другие. С теплотой отзывается он и о многих работниках «Сельхозхимии», которые активно помогали в свое время в выполнении дорожно-строительных работ.     

Уйдя на пенсию, Владимир Николаевич еще долгое время не сидел, как говорят, сложа руки. Почти восемь лет он проработал в отделе образования. И здесь его опыт в строительстве оказался очень кстати. В то время как раз активно велись работы по ремонту и обновлению объектов соцкультбыта в агрогородках.

В свою очередь с уважением и заботой относятся к своему бывшему коллеге руководство и профком ДРСУ-160, за что он очень им благодарен.

Сергей Хилюта, фото автора и

из семейного альбома Маскевичей  



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *