100 лет органам загса. Свидетельница людских судеб

Лента новостей

Столетний юбилей органов загса – значительный рубеж на пути становления и развития этой службы. История органов загса тесно связана с судьбой государства в целом, с преобразованиями и изменениями, происходящими в обществе, которые как эхо отражаются в книгах записей актов гражданского состояния. У нас в районе одним из участников этой истории является Алла Алексеевна Левоненя, работавшая на посту заведующей отделом загса Берестовицкого райисполкома без малого тридцать лет. Сегодня в беседе со мной эта женщина, которая зарегистрировала около трех тысяч браков и о которой многие отзываются с благодарностью и уважением, рассказывает о годах своей работы в загсе, рассуждает о специфике профессии, делится воспоминаниями.

Мечтала стать
библиотекарем,
а попала
в сельсовет

– Алла Алексеевна, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в эту достаточно редкую профессию?
– Волею случая. В 1972 году я окончила Берестовицкую среднюю школу и решила поступать в Минский государственный педагогический институт имени А. М. Горького (теперь БГПУ имени Максима Танка) на библиотечный факультет. Я мечтала стать библиотекарем, поскольку очень любила книги, читала запоем, мне нравилась особая библиотечная атмосфера. Но мои планы провалились: я не поступила. Видно, подготовка моя была недостаточной, вернее, я не совсем ясно представляла себе, насколько серьезны вступительные испытания в высшее учебное заведение, думала, что будет все как в школе. Жила я в Данилках, и вот передо мной встал вопрос, куда же устроиться на работу? Так сложилось, что как раз в это время в Пархимовском сельсовете было вакантным место секретаря на время декретного отпуска. И Фадей Дмитриевич Курило, который был тогда председателем, взял меня на работу. Кстати, именно в Пархимовском сельсовете в силу должностных обязанностей секретаря сельисполкома, я начала регистрировать первые акты гражданского состояния, в том числе и браки.
– Помните свою первую регистрацию брака?
– Боюсь ошибиться, по-моему, это была семья Коник. Регистрация тогда была обычной, без торжественной церемонии.

Пришла в загс
на время, а осталась на долгие годы

– А как Вы попали в отдел загса?
– После Пархимовского сельсовета, мне довелось еще некоторое время поработать счетоводом в бухгалтерии Берестовицкого горпоссовета – председателем его тогда была Зинаида Ксенофонтовна Пучкова – и секретарем Кватерского сельсовета. Свою трудовую деятельность я начинала под руководством секретаря Берестовицкого райисполкома Анны Павловны Мещени, председателем райисполкома был Иосиф Петрович Марцулевич. В общем-то, я была старательной, исполнительной, эти мои качества были оценены в райисполкоме и мне даже дали направление для поступления в Московский юридический заочный институт по специальности «юрист», который я и окончила. И только в 1977 году, уже после замужества и рождения старшего сына, по рекомендации Анны Павловны я устроилась в отдел загса Берестовицкого райисполкома на должность исполняющей обязанности заведующей. Сначала я подменяла Анну Иосифовну Шпаковскую, которая ушла в декретный отпуск, а когда та по семейным обстоятельствам не смогла выйти, осталась работать уже на постоянной основе. Так я и оказалась в загсе.
– А как же все-таки Ваша мечта стать библиотекарем?
– Удивительно, что и библиотекарем я успела немного поработать – в Шелепковской библиотеке, которая в то время относилась к Берестовицкому горпоссовету. И хоть чтением я по-прежнему увлекалась, люблю это дело и сейчас, но профессия библиотекаря, о которой я так мечтала с детства, меня совсем не впечатлила. Я поняла, что это не мое. Однако работа в Шелепковской библиотеке стала для меня судьбоносной в том смысле, что там я встретилась со своим будущим мужем Николаем.

Записи выполнялись от руки

– Алла Алексеевна, какой была работа в загсе? Что Вам приходилось делать?
– Объем работы был большой, приходилось работать в выходные и праздники. В двух экземплярах заполнялись страницы книг регистрации актов гражданского состояния – один экземпляр был для Гродненского облисполкома, второй оставался у нас. Велись записи о регистрации рождения, брака, смерти, расторжении брака, установления отцовства, усыновления, перемены фамилии, имени, отчества. Выписывались соответствующие свидетельства. Заполнялось все от руки. Никаких компьютеров как сейчас не было. Записи актов гражданского состояния вносились перьевой ручкой, тушью. Нужно было следить, чтобы, не дай Бог, не сделать кляксу, чтобы написать ни тонко и ни жирно, чтобы перо не царапало бумагу. Очень большее значение имел красивый почерк – к счастью, неплохой почерк мне был дан от природы. Необходимо было проявлять также внимательность и собранность, умение действовать быстро и четко, ведь приходилось заполнять документы и в присутствии человека. Кстати, за испорченные свидетельства, которые в то время были добротными, дорогостоящими в изготовлении, с нас очень строго спрашивали.
В загсе также хранились метрические книги церквей и костелов района. Но их еще нужно было суметь прочитать. Приходилось разбирать записанные в них на церковнославянском или польском языках сведения, чтобы правильно выдать человеку повторный документ. Мне немного помогали полученные в школе знания немецкого языка. К слову, выдача повторных документов о регистрации актов гражданского состояния занимала значительную часть нашей работы. А еще важно было поддержать родственников умерших, обращавшихся в загс за свидетельствами о смерти, разделить ответственность и радость с приемными родителями. Поначалу в отделе загса была только одна должность – заведующей. А в феврале 1984 года была введена должность инспектора, на которую назначили Галину Михайловну Сидоркевич. Вдвоем работать стало, конечно же, легче. Галина Михайловна была очень ответственным и добросовестным работником, порядочным и искренним человеком. У нас царило полное взаимопонимание и согласие.
– Но ведь фактически на протяжении всей Вашей работы у загса не было своего здания?
– Действительно. Первоначально мы занимали два кабинета на втором этаже старого здания райисполкома, а торжественную регистрацию брака проводили в районном Доме культуры. Приходилось носить с собой ритуальную одежду, не было комнат для жениха и невесты, гардероба. Конечно же, это создавало определенные неудобства. Затем загс перевели в здание бывшего райкома партии с расчетом, что там, в фойе, будут проводиться торжественные церемонии регистрации брака. Но поскольку здесь обосновалась и музыкальная школа, от идеи проведения там торжеств отказались. Церемонии по-прежнему проходили в РДК. Но руководство района работало над этим вопросом, и 21 января 2006 года состоялось наше новоселье в здании, где загс существует и по сей день, и где уже есть красивый зал бракосочетаний. Конечно, хотелось бы, что бы загс располагался в центре нашего поселка, а не на его окраине, где не совсем удобно с подъездом и парковкой для свадебного кортежа, но все-таки это уже собственное здание, где созданы условия для проведения торжественных регистраций браков и рождений. А за многолетнее сотрудничество с РДК я хочу сказать спасибо Юрию Евгеньевичу Зайцу, который был тогда директором. Перед каждой регистрацией мы согласовывали с ним график работы, свободен ли зал, не будет ли накладок, нам предоставлялось музыкальное сопровождение. Если можно так выразиться, он фактически являлся внештатным администратором отдела загса, хотя в его должностные обязанности это не входило.

Зарегистрировала около трех тысяч браков!

– Изменился ли с годами ритуал бракосочетания?
– В мое время к церемонии предъявлялись определенные требования. К примеру, торжественная регистрация брака проводилась в ритуальной одежде – в длинном платье с пелериной и нагрудным медальоном в виде блестящего металлического герба (на снимке). Государственная символика обязательно должна была присутствовать и в помещении, где проводилась регистрация. Не думаю, что сегодня церемония существенно изменилась, разве что ритуальная одежда уже не обязательна.
– А какие Вам случалось видеть наряды невест?
– Вычурных платьев не было. Правда, встречались невесты в голубых, розовых, кремовых платьях, со шляпками вместо фаты. Кому-то шло, кому-то не очень. Но как по мне, так нет ничего прекраснее и нежнее, чем невеста в белом платье, в белых туфельках и в белой фате.
– Алла Алексеевна, Ваша работа уникальна тем, что Вам приходилось совмещать две ипостаси. Одна заключалась в работе с документами и архивами, другая – публичная, под пристальными взглядами людей.
– Это так. В работе с бумагами и документами необходимо было ежедневно проявлять аккуратность, грамотность, сосредоточенность и большую ответственность, ведь документы выдаются человеку на всю жизнь. А приходит день регистрации брака, и тебе нужно полностью перевоплотиться: выглядеть нарядно, подключить артистизм, спрятать свое настроение, создать торжественный настрой у молодых и гостей. И не сухо отбарабанить положенный текст, а вложить душу в каждое сказанное слово. Важны и интонация, и то, как поставлен голос, и мимика. Ты – человек, который должен донести до новобрачных всю важность происходящего события, чтобы они запомнили свои эмоции на всю жизнь, вышли из стен загса с положительным зарядом.
Я любила свою работу, мне нравилось видеть радостные и счастливые лица молодоженов и их родных, искренние чувства золотых юбиляров. Во время торжественной церемонии, безусловно, приходится затрачивать свою энергию, но ничто несравнимо с тем моральным удовлетворением, которое получаешь взамен. Кстати, очень трогательно у нас проходили совместные торжественные регистрации молодоженов и золотых юбиляров. Юбиляры давали молодым свое напутствие, делились житейским опытом.
– Были ли в Вашей практике казусные случаи, не сбегали ли невесты, как относились к суевериям?
– Да нет, невесты не сбегали. И казусных случаев тоже не было. Однажды, правда, пришлось регистрировать брак в камере предварительного заключения. По поводу суеверий… Да, кольца падали, все гости в этот момент замирали. Но не акцентируешь внимание, не подаешь виду и продолжаешь церемонию. Бывало иногда, что совсем не чувствуешь контакта с парой, кажется, что их ничего не трогает, и тогда очень тяжело вести церемонию.
– Алла Алексеевна, а как проходила Ваша свадьба?
– Наша свадьба длилась три дня: полтора дня в доме невесты, полтора дня у жениха. Регистрировала наш брак Ольга Васильевна Сьянова, в торжественной обстановке в РДК. Музыканты были из Гродно – баянист, ударник и гитарист. Танцы продолжались до самого утра, сходилась молодежь со всей округи. Было весело. В то время парни и девушки на свадьбах знакомились, у многих завязывались отношения. На нашей свадьбе, кстати, тоже образовалась пара, которая впоследствии стала семьей.
– И сколько лет Вы уже вместе?
– В ноябре исполнилось сорок три года. И моя заветная мечта как бывшей заведующей отделом загса – дожить до золотой свадьбы, зарегистрировать ее в торжественной обстановке в окружении своих детей, внуков и, даст Бог, правнуков.
– Спасибо, Алла Алексеевна, за беседу. Я искренне желаю, чтобы Ваша мечта исполнилась.
Беседовала
Светлана Гончарова



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *