Представители Берестовицкого района — в числе победителей областного этапа Республиканского конкурса работ творческой молодежи «Золотое перо «Белой Руси» – 2017»

Без рубрики Общество Тема недели

Республиканский конкурс работ творческой молодежи «Золотое перо «Белой Руси» – 2017», объявленный общественным объединением «Белая Русь» при поддержке Министерства образования и Министерства информации, стартовал в декабре. На сегодняшний день по всей стране уже прошли районные и городские отборочные туры и стали известны имена победителей областных этапов конкурса. Первое место по Гродненской области в номинации исследовательских эссе на тему «Журналистика XXI века» жюри присудило корреспонденту «Берестовицкой газеты» Анне Радюк. Студентка кафедры журналистики ГрГУ имени Я. Купалы, берестовичанка Вероника Козловская стала второй. Работы победителей представят Гродненщину в заключительном республиканском этапе конкурса. Выдержки из эссе дипломантов можно прочесть ниже.

XXI век – добро пожаловать!

<…> Запутавшееся во всемирной паутине общество и действующие закономерно с этим тенденции глобализации в СМИ формируют, казалось бы, необъятные и, что главное, легкодоступные потоки информации. Как только человек получил абсолютное право выбора, что читать, что слушать, на что смотреть, когда это делать и где, процесс коммерциализации прессы стал усиленно набирать обороты, а информация – превращаться в товар. Таковы реалии современных СМИ, вынужденных бороться за аудиторию, и сбавлять скорость в погоне за массовым потребителем, разумеется, никто не планирует: рейтинг – деньги. И тут уж никак не обойтись без базовых экономических закономерностей – предложение повышается спросом. Так кто же тогда все-таки виноват, что по ТНТ стучат в бубен экстрасенсы, по Первому пять выпусков подряд держат пари, действительно ли имело место быть надругательство, а по Новому ищут вторую половинку 150-килограммовой леди? Все дело в «зомбиящике»? Или же в самом человеке, что поудобнее разваливается на диване с огромной тарелкой «чего-нибудь пожевать»?
Ни для кого не секрет, что одна из основополагающих функций современной журналистики – релаксационная. Более того, в списке по убыванию важности задача развлечь аудиторию давно уже опередила задачу просветить. <…> Даже те ток-шоу, что пытаются позиционировать себя в качестве платформы для обсуждения общественно значимых проблем, по сути дела являются все той же формой проведения досуга, позволяющей человеку удовлетворить «инстинкт подглядывания в замочную скважину». Отец на две семьи, любовница выгоняет жену, теща ненавидит зятя – смотрим, пребываем в шоке, радуемся, что не с нами, идем дальше. Жаль только – герои таких программ порой становятся кумирами миллионов. Миллионов интеллектуально и эмоционально несформированных подростков в том числе.
Ближайший пример – студия «Пусть говорят» и очередная «история, о которой невозможно молчать». Диана Шурыгина, симпатичная девочка-кокетка с неоднозначным поведением разделила общество на «за» и «против», пытаясь доказать усомнившейся публике, что парень, лишенный свободы за надругательство, действительно виновен. Врет или не врет – вот в чем вопрос? И пока в телевизионном эфире продолжали гадать, на канале YouTube уже стали появляться ролики на тему «прическа и макияж как у Шурыгиной». Маятник подражания запущен, господа. <…>
Не может такого быть, чтобы кругом сплошной порок – возмутится кто-то и вполне будет прав. В частности, в нашей стране действует предостаточно изданий, которые даже в программе телепередач любое неблагозвучное пошловатое название заменят деликатным «фильм». Но что греха таить, молодежь читает такую прессу не слишком активно, предпочитая утопать в реалиях виртуального пространства и клацать по лайкам к однострочным постам – строк десять для прочтения уже чересчур, ведь записей так много, а времени такая нехватка. Вот он, переизбыток информации – скала, о которую разбилась лодка стремлений молодого поколения докапываться до сути. Вместо вдумчивости и тяжеловесных материалов к берегам нашей с вами повседневности причалили леность восприятия и укороченные информации. Укороченные до размера заголовков – по преимуществу теперь читаются именно они. А иначе, как тут все успеешь охватить?
Анна РАДЮК

Журналистика XXI века. Проблемы и тенденции развития современных СМИ, их влияние
на мировоззрение современной молодежи

За последние 20 лет журналистика, особенно постсоветского пространства, претерпела колоссальные изменения. Этим переменам способствовали многие факторы в разных сферах общественной жизни. <…> Мы находимся в начале большого пути. И это не может не будоражить. <…> Так какая она, журналистика настоящего и как она влияет на сознание молодежи?
Одной из основных тенденций развития журналистики является конвергенция, причем на разных уровнях. Мы можем наблюдать слияния видов журналистики (печать, радио, телевидение). Особенно это хорошо видно в интернете. Мы заходим на сайт или какую-либо страничку и получаем полный пакет каналов, передающих информацию. <…> Один текст может содержать в себе признаки многих жанров, границы между ними стираются.
Положительное или отрицательное данное явление? Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Но точно можно сказать, что оно естественно. <…> К сожалению, каким бы естественным ни был бы процесс конвергенции, проблемы все же имеются. Возникают путаница, неточности. Некоторые журналисты считают, что жанры и вовсе не нужны. Ведь конвергенция же!
История из жизни. На паре по литературному редактированию зашла речь о языковых нормах и их строгом соблюдении. Были те, кто считал отступление от нормы нормальным, иногда это нужно для создания особого эффекта. В числе этих людей была и я. Тогда преподаватель спросил: «Будет ли уместным решением сделать потолок черным, ведь нормой считается белый?» Студенты призадумались. Кто-то в аудитории ответил: «Если все удачно сделать, то будет красиво». Но нам сообщили, что в любом деле не стоит полагаться лишь на удачу. Черный потолок можно добавить в интерьер лишь в том случае, когда дизайнер досконально знает все правила оформления и может легко играть ими. Точно так же и в жанровой системе. <…> Создавать новое и нарушать нормы для достижения определенных целей можно только тогда, когда эти нормы досконально изучены. Тогда не будет возникать ощущения «каши» в СМИ.
<…> К ярким чертам современной журналистики также можно отнести мультиплатформенность и дигитализацию (перевод информации в цифровой формат). Это открывает большие возможности перед журналистами. Интернет-ресурс – неограниченная площадка, которая позволяет журналистам расширить свои тексты, добавить больше фотоматериала, прикрепить видео, включить функцию комментирования. Интернет-пространство более лояльно и принимает абсолютно разные тексты. В арсенале у журналистов появилось больше инструментов, при помощи которых они смело могут творить. <…> Все это, несомненно, хорошо. Вот только нет добра без худа. Интернет вседоступен. Это привело к тому, что возможность воздействовать на аудиторию получили люди, которые к журналистике и лингвистике не имеют вообще никакого отношения. Хорошо, если это умный человек, который может обогатить знания аудитории. Есть интересные блогеры и видиоблогеры, у которых качественный контент. Но иногда пагубное воздействие приводит даже к летальному исходу. Например, нашумевшая история с игрой «Синий кит».
Теперь мы плавно перешли от тенденций к воздействию. <…> Информационное воздействие – это многоуровневая и сложная система. И она включает теперь большое количество новых способов: социальные сети, форумы, живые журналы, стримы, видеочаты, вайны, блоги, влоги, онлайн-игры. И это еще не полный список. Поэтому на данном этапе задача журналиста не просто воздействовать, а помочь разобраться неокрепшему молодому уму в этом мощнейшем информационном течении. <…>
Многие сетуют на журналистику за то, что в последнее время увеличилось количество насилия в материалах. А что делать? Журналист должен показывать то, что происходит вокруг, анализировать все события, такая работа у него. Если выпуск новостей кажется слишком жестоким, можно ведь и переключить канал. А в целом журналистика оказывает положительное влияние, если, конечно, это качественные СМИ. Желтая пресса не в счет, там бывает, как напишут – так напишут. <…>
Перед журналистами стоят многие задачи. И главные среди них: защищать и помогать. Ибо информационного мусора, к сожалению, полно.
Вероника КОЗЛОВСКАЯ

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *