От «игрушки» для богатых…

Лента новостей Общество

Совсем недавно, 29 января, исполнилось 125 лет с тех пор, как немецкий изобретатель Карл Бенц запатентовал свой первый автомобиль с бензиновым двигателем. И все следующее столетие прошло с тех пор под знаком бурного развития автомобилестроения. Тогда, на рубеже веков, эксперты оценивали, что мировой парк автомобилей за последующие сто лет не сможет достичь 1 миллиона штук. Однако, они глубоко заблуждались. К началу текущего столетия по дорогам в мире колесило свыше 600 миллионов автомашин.
Для первых автомобилистов появление на дорогах со своим «железным конем» далеко не всегда было безопасным. Это изобретение, как никакое другое, поделило людей на противоборствующие группировки. Представители бедных слоев населения называли автомобиль «игрушкой для богатых», потому что позволить себе такое удовольствие могли только представители знатного сословия: крупные промышленники, военные, политики, звезды шоу-бизнеса. Фанатичные автоненавистники бросали камни в проезжавшие автомобили, натягивали веревки поперек дороги на уровне высоты головы человека. А первой жертвой автодорожного происшествия стала женщина-пешеход в Лондоне в 1896 году. На суде водитель заявил тогда, что он звонил колокольчиком и кричал: «Посторонись!». Как его наказали – неизвестно. Сообщалось только, что судья в заключение процесса выразил надежду, что такой случай никогда больше не повторится.
Чтобы «обуздать» все возрастающий поток транспорта, власти уже в самом конце позапрошлого века прибегали к мерам, вызывающим сегодня явную улыбку. Так, в 1896 году в Англии было отменено «правило красного флага», в соответствии с которым перед каждым транспортным средством должен был бежать человек с красным флагом. Но максимально разрешенная скорость при этом ограничи валась 20-ью км/час, что отрицательно сказалось на развитии автомобилестроения в этой стране.
В американском штате Теннеси в тот же период на разрешение поездки на автомобиле надо было подать запрос в соответствующее ведомство за неделю до намечавшейся поездки. В Канаде, спрятавшиеся у обочины дороги полицейские, бросали любителям быстрой езды доски с гвоздями под колеса. В Германии сельские общины боролись с лихачами, проделывая глубокие рвы поперек дороги.
Однако, осознав, что эффективность подобных мер невелика, в некоторых странах стали вводить первые обязательные правила. Так, в 1902 году в Берлине при повороте надо было проделывать соответствующий жест рукой. В 1906 году в Германии вводится правило: «преимущество справа перед левым». А международным соглашением в 1909 году были введены первые дорожные знаки: для обозначения крутых поворотов, перекрестков, железнодорожных переездов и пересекающих улицу сточных канав.
Лишь в 1931 году к ним добавились знаки: «Внимание!», «Преимущество проезда» и «Проезд запрещен». Первые светофоры в те годы были своего рода имитаторами полицейских. Это были высокие механические приспособления, имевшие вверху «крылья», выполнявшие функцию рук полицейского для указания направления движения. Страж порядка обслуживал их с помощью рычагов, что значительно облегчало ему работу.
Первые 15 лет в автомобилестроении преобладал «каретный» стиль. Автомобили в это время сохраняли внешний вид кареты с прикрепленным спереди мотором. После появления на свет первого автомобиля заметные шаги по его коренной модернизации были предприняты только в 1901 году, когда был выпущен «Мерседес» Даймлера. А причиной такой коренной переделки послужил трагический случай, произошедший с гонщиком Вильгельмом Бауэром в 1900 году во время соревнований на горных дорогах. При скорости 60 км/час он потерял контроль над своим автомобилем, врезался в скалу и умер от черепной травмы. Детально расследовав причины происшествия, конструкторы «Мерседеса» пришли к выводу, что при высокой скорости центр тяжести «каретного» автомобиля, находясь слишком высоко от земли, не обеспечивал его устойчивого положения на дороге. Было решено сместить центр тяжести, расположив мотор спереди транспортного средства, увеличить межколесное расстояние.
Стремительное развитие автомобилестроение получило в начале прошлого века не только в Европе. Организовавший в 1903 году в США свою фирму Генри Форд, уже через три года становится лидером на рынке продаж автомобилей, выпустив их к тому времени в количестве почти 9000 штук. А внедренная им в 1914 году конвейерная система сборки позволила значительно снизить затраты на производство и, тем самым, — цены на автомобили. Вскоре в США не только для рабочих «Форда» актуальным станет лозунг: «Один день, один доллар – один год, один «Форд».
В 1923 году завод выпускает невероятное количество (1,8 миллиона экземпляров) легендарной своей модели-Т, что составляло более 50 процентов предложений на рынке. К этому времени Америка обогнала Европу по моторизации на целые десятилетия.
В Европе лишь спустя много лет выпуск одной модели в количестве 50 тысяч экземпляров будет считаться колоссальным успехом. В 1906 году в Германии насчитывалось всего 10115 легковых автомобилей, из них около 15 процентов в Берлине. К началу 30-х годов в этой стране на 100 человек приходился в среднем один автомобиль, в то время как в США соотношение равнялось пять к одному.
Последствия Первой мировой войны долго еще отрицательно сказывались на техническом прогрессе старого континента. Но все же и здесь наступил переломный момент. Преимущества автомобильных перевозок в различных отраслях ни у кого не вызывали сомнения. Это было гораздо надежнее, да и себестоимость их оказалась значительно меньше в сравнении с гужевым транспортом. А главное, развитие автомобильной промышленности обеспечивало значительную занятость людей. Так, количество рабочих только на трех заводах Даймлера к 1918 году возросло до почти 25 тысяч человек. К тому же, бурное развитие получили предприятия, выпускавшие запчасти для автомобилей, их комплектующие. Вслед за ними стала развиваться нефтедобывающая промышленность, стала расширяться сеть дорог, появились первые автобаны.

Страницу подготовил Сергей ХИЛЮТА
с использованием материалов интернет-сайтов
www.adac.de, www.belta.by и журнала “Autobild”



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *