Народное творчество — для развития речи

Лента новостей Образование

На протяжении последнего времени на смену книгам пришли компьютерные игры и социальные сети, дети перестают читать. В связи с этим возникают проблемы сужения словарного запаса и кругозора школьников, необходимости развития у них устной и письменной речи. Детям сложно выражать мысли, грамотно описывать окружающую их обстановку, т.к. произошла всеобщая компьютеризация.

Но для того, чтобы речь была выразительной и правильно звучащей, нужно много работать как учащимся, так и учителю, а также родителям.

Часто педагоги затрудняются в выборе оптимальных методов обучения и воспитания, отдают предпочтение наиболее отработанным, традиционным для них методам. Поэтому учебно-воспитательный процесс, предполагающий единство обучения и воспитания, не всегда даёт реальные положительные результаты. Необходим активный поиск путей из создавшейся ситуации. Одним из таких путей может служить поиск новых методов обучения и воспитания. Ведь еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить со слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой?

Используя традиционные методы проведения урока, можно подбирать фольклорный материал. Это поможет решить названые проблемы. К фольклору относят народные песни, сказки, былины, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, частушки и многое другое.

Устное народное творчество придает языку яркость и выразительность. Это необходимо для того, чтобы заинтересовать детей данной темой и разнообразить ход урока. Ведь если ребенку интересно на уроке, то и учение может изменить свой вкус. Но нужно найти подход к своим ученикам, учитывать их возрастные, психологические особенности. А для того, чтобы учение захватывало и увлекало ребенка, вводят различные игровые технологии .

И именно в играх — загадках особенно эффективно развивается речь. Они учат детей говорить ярко, кратко, образно. В них используются разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления, отрицания, эпитеты, метафора.

Педагогическая ценность загадок в том, что она знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления и воображения. Помогает активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ, любознательность, а также с помощью загадок можно не только закреплять, но и проверять знания учащихся.

Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания. Загадка, таким образом, стимулирует умственную деятельность детей, прививает вкус к умственной работе.

Такой жанр устного народного творчества как загадки всегда был интересен и популярен среди детей. Этот методический приём будет способствовать более прочному усвоению материала, развитию устной речи , а также мышления и памяти у обучающихся.

Надежда Ткачева, учитель — дефектолог Поплавского яслей-сада – базовой школы

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *