ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ

Лента новостей

%d0%b0%d0%bf%d0%be%d0%bb%d0%bb%d0%be%d0%bd%d0%b8%d1%8f1Сладкий вкус сочных груш перебивает легкий предобеденный голод. Хотелось поскромничать, отказаться от угощения, да хорошо, что хозяйка-таки настояла взять лакомство – писать материал с «выступающим в животе оркестром» теперь не придется. Спасибо Вам, Аполлония Ивановна. За вкуснейшие груши, за приглашение в свою тихую сельскую обитель и за доверительную мудрую беседу.

Деревня Жукевичи. Один из тех тихих уголков нашего района, где воздух пахнет абсолютной свежестью и теперь уже, увы, пустынностью. Но 53 года тому, когда восемнадцатилетней щеголицей наша героиня впервые запрыгнула на порог мужниного дома, все выглядело несколько иначе. Молодежи тогда в деревне было на целую свадьбу, а то и более. Отплясать три дня без устали в честь рождения новой семьи Бартошевичей – для сельских юношей и девушек, конечно, было делом чести.
А дальше, как сказали бы в наше время, кастрюли и котлеты сменили конфеты и букеты. Правда, в ту пору едва ли девицам приходилось мечтать об охапках роз, да и помимо привычных сейчас стряпания, уборки, стирки в расписание трудового дня молодых жен неизбежно вклинивался пункт «хозяйство». У Аполлонии Ивановны с мужем оное было не скудным – корова и теленок, овцы и похрюкивающие в хлеву свиньи, квохчущие несушки и горделиво расхаживающие по двору гуси. То, что отнимало невероятно много сил, и то, что было единственным способом прокормить семью. А она у любящих супругов приумножилась быстро – три сыночка, четыре лапочки-дочки и того семеро.
Врозь от коллективных сельхозработ советского сельского жителя представить сложно – вот и Аполлонию Ивановну нормой по прополке колхозных бураков не обделяли никогда. Семья, домашнее хозяйство, работа в поле – трудовая шестеренка, с неистовой скоростью прокручивающая невозвратимо ускользающие годы. А подле до недавнего времени всегда «вращался» муж – защита, помощь, опора.
– Сорок три года водительского стажа и ни одной аварии, – не без гордости в голосе рассказывает наша героиня о покинувшем мир супруге. Оставалось полтора месяца – и семья Бартошевичей отметила бы «золотую свадьбу», но, предполагая, располагаем не мы.
– Всякого в жизни хватало. И я могла что-то обидное сказать мужу, и он мне. Но потом посидишь, подумаешь – ну и что ж, жизнь продолжается. Главное – надо друг другу уступать, – отвечает Аполлония Ивановна на мою девичью просьбу поделиться секретом столь долгой совместной жизни и добавляет: – Да и когда дома семеро деток, нельзя было даже помыслить, чтобы разбежаться.
Из семейного гнезда Бартошевичей выпорхнули и бухгалтер, и библиотекарь, и труженица фермы, и молодая мама, на данный момент полностью посвятившая себя семье. Однако, листая страницы собственной жизненной истории, Аполлония Ивановна со скатывающимися по щекам слезами невольно останавливается на самом трагичном ее эпизоде. Вот уже 21 год как в страшной автокатастрофе погибли невестка, полуторагодовалая внучка и семнадцатилетний младший сын женщины. Старшему удалось выжить, но самое дорогое он потерял. Жена, маленькая дочурка, брат никогда больше не улыбнутся, не обнимут, не придут.
Вытерев слезы, навеянные тяжелыми, тянущими воспоминаниями, наша героиня спешит поделиться и радостью – судьба осчастливила женщину двеннадцатью внуками и уже тремя правнуками, а то ли еще будет.
– Один внук у меня офицер, пограничник, закончил военную академию, один в армии сейчас служит. Двое внуков учатся в сельскохозяйственном, а еще двое живут сейчас в Италии, – продолжает свой рассказ собеседница.
– Ого, как же их туда занесло? – обостряется мое любопытство, подзадоренное мыслями о том, как здорово было бы когда-нибудь, ну хотя бы на недельку, махнуть к солнечному побережью.
Оказалось, ребят уже давно усыновила состоятельная итальянская семья. Обстоятельства сложились так, что Аполлония Ивановна была вынуждена взять обязательства по воспитанию мальчика и девочки на себя. Местная власть посодействовала тому, чтобы на каникулах дети могли отдыхать в Италии, живя в одной из тамошних семей. После нескольких таких поездок поступило предложение об усыновлении. Возражать наша героиня не стала – ребятам в далеком краю безумно нравилось. Они-то и уговорили бабушку дать согласие.
С тех пор минуло немало лет – внучка осваивает профессию фармацевта в одном из итальянских вузов, а внук усиленно занимается спортом. Бабулю в отличие от русского языка не забывают, звонят, правда, все понимая, частенько затрудняются подобрать нужные слова для ответа.
Теперь в большом просторном доме отапливается только несколько комнат – некогда многолюдная шумная обитель поутихла. Отныне эти стены оберегают только двоих – Аполлонию Ивановну и ее старшего сына, здоровье которого после аварии сильно пошатнулось.
– Жизнь течет как в речке вода, раз бурно, раз тихо. Люди ведь ко всему привыкают, к хорошему и к плохому, помаленьку-помаленьку и живем, – улыбается моя собеседница. Времени стало больше, правда, и летит оно быстрее. Долгими зимними вечерами Аполлония Ивановна вяжет для родных теплые вещи, в выходные торопится в костел на молитву, а в праздничные дни ждет приезда близких, чтобы снова услышать, как прохладное помещение с поутихшими стенами наполняется теплом и переливом любимых голосов.
Анна РАДЮК,
фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *