Указ №535. Что изменилось при оплате за жилищно-коммунальные услуги?

Лента новостей

zhkhЖилищно-коммунальное хозяйство составляет неотъемлемую часть жизни современного человека. Жители района порой не замечают, как на всеобщее благо трудятся работники жилищно-коммунального хозяйства. И только «жировки», которые приходят в квартиру раз в месяц, напоминают нам о том, что за удобства необходимо платить. Тема оплаты жилищно-коммунальных услуг сейчас весьма актуальна еще и в связи с вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг». Указ призван усовершенствовать порядок предоставления отдельных жилищно-коммунальных услуг, обеспечить снижение затрат на их оказание, усовершенствовать порядок финансирования организаций ЖКХ, а также повысить эффективность их деятельности.

О разъяснении норм Указа и новациях в сфере жилищно – коммунального хозяйства и пойдет сегодня наш разговор с начальником планово-экономического сектора Берестовицкого РУП ЖКХ Зоей Менько.
— Зоя Михайловна, объясните, пожалуйста, мне, как простому пользователю услугами РУП ЖКХ, какие изменения вносит данный Указ в жизнь потребителей жилищно – коммунальных услуг?
— Указ №535 – это в первую очередь более высокий уровень предоставления жилищно-коммунальных услуг, так как эти услуги становятся более понятными для потребителей, т.е. для всех нас. Указ вносит изменение в понятие «техническое обслуживание» и разбивает его на несколько элементов, которые отражаются по-новому в «жировке».
Уточнен перечень основных жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), который включает: техническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт, санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, техническое обслуживание лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Хочу обратить внимание на то, что хоть в перечне основных ЖКУ пунктов и добавилось, самих же услуг больше не стало.
Вы, как потребитель, будете знать за что и сколько платите, и сможете лучше контролировать расходы на их оплату.
— Почему слово «техобслуживание» в этом списке фигурирует дважды? Почему оно появилось рядом с лифтом?
— Что касается технического обслуживания жилого дома, то здесь изменения существенные.
Хотелось бы нашим потребителям услуг разъяснить, что же такое «Техническое обслуживание жилого дома». Оно подразумевает работы по поддержанию в исправном состоянии конструктивных элементов здания (отмостка, чердак, кровля, несущие стены, и т.п.), инженерных систем (вентиляция, отопление, и т.п., за исключением лифтов), обеспечение установленных параметров и режимов их работы, подготовку жилых домов к эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Причем этот процесс не прерывается в течение всего года. Таким образом, все виды работ, которые непосредственно влияют на техническое состояние здания, и не могут быть выполнены самими жильцами. Все работы, которые проводятся в рамках техобслуживания, делаются для того, чтобы не произошло каких-то нештатных, аварийных ситуаций. При этом не надо путать техобслуживание и текущий ремонт или капитальный ремонт. Обслуживанием мы только поддерживаем дом в надлежащем состоянии.
— Какие еще нововведения появились в связи со вступлением в силу Указа 535?
— Еще на одно нововведение следует обратить внимание – техническое обслуживание лифта. Этот вид услуги появился в связи с необходимостью постоянного ухода за лифтом, его осмотра, вне зависимости, пользуетесь вы им или нет. Это контроль уровня масла в редукторе, осмотр ограждения шахты, регулировка автоматических замков и контактов дверей шахты и кабины, проверка состояния канатоведущего шкива, проверка и регулировка точности остановок по этажам и т.д.
Плата за техобслуживание лифта, по новому Указу об услугах ЖКХ, зависит от площади квартиры. На сегодняшний день решением Гродненского облисполкома от 25.01.2015 г. №35 установлен тариф в размере 617 рублей за квадратный метр общей площади жилого помещения.
— Ранее существовала плата за лифт в зависимости от количества проживающих граждан. Почему она перестала устраивать?
— Существующая ранее плата за пользование лифтом, зависящая от количества граждан, зарегистрированных в квартире, не отражала реальных затрат на техническое обслуживание лифта. Приватизируя или приобретая жилье, вы вместе с квартирой купили частичку подъезда, лестницы, кровли, подвала и лифта. Это общая долевая собственность, которая по закону делится пропорционально жилой площади. И плата за нее тоже – пропорционально занимаемой площади.
— А плата за электроэнергию, затраченную на его движение тоже берется соразмерно занимаемой площади?
— Затраты силовой энергии на движение лифта зависят от количества зарегистрированных в квартире граждан. Если вы проживаете один, а соседей трое, то они соответственно будут платить больше. Субсидируемый тариф за пользование лифтом утвержден в размере 6911 рублей с одного зарегистрированного гражданина в месяц.
— Еще самостоятельно от технического обслуживания выделено санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома. С чем связано это изменение?
— «Санитарное содержание вспомогательных помещений» это попросту уборка в подъездах. Раньше санитарное содержание оплачивалось из сумм, которые поступали на техобслуживание жилья, хотя какое отношение имеет к работе технических систем дома чистота на лестницах? Вот и решено эти два разных вида услуг разделить.
— Что подразумевает уборка подъездов и какая плата за нее будет производится?
— Сухая уборка мест общего пользования, проще говоря, подмести — 2 раза в неделю; мойка лестничной клетки — 2 раза в месяц; уборка лифтовой кабины – 1 раз в пять дней; помывка окон – 1 раз в год. Обметание пыли с потолков, влажная протирка стен, дверей, плафонов, отопительных приборов — 1 раз в год. Уборка подвала, технического подполья, чердака, технического этажа, технических помещений и помещений специального назначения — 2 раза в год.
Расчет за услугу ведется исходя из метража квартиры, а не от количества проживающих граждан, так как учитывается доля собственности в доме. Оплата за эту услугу осуществляется по фактическому возмещению расходов, связанных с санитарным содержанием вспомогательных помещений.
В соответствии с Указом № 535 услуги по уборке мест общего пользования жильцы многоквартирных домов оплачивают в 100 процентном размере. В январе месяце фактические затраты на эту услугу составили 414,8 рублей за 1 м2 соразмерно общей площади принадлежащих им занимаемых ими жилых помещений.
— Каким образом жильцы могут влиять на качество этого вида услуги?
— Действительно, потребители смогут контролировать оплату и за эту услугу тоже, а также влиять на качество и стоимость.
Жильцы теперь наделены правом выбора. Они могут пользоваться и далее услугами ЖКХ по уборке мест общего пользования, а могут и отказаться от нее, заниматься этим самостоятельно, делать уборку не реже указанной выше периодичности, чаще, или даже ежедневно мыть лестницы и окна с шампунем, если того пожелают.
Убирать придется не только площадки между этажами и лестницу, но и лифтовые кабины, подвалы (если там есть кладовки жильцов), так как это место общего пользования. Жильцы также могут привлечь коммерческую специализированную организацию для выполнения таких работ с установлением соответствующей платы. Обращаем внимание, что от услуг дезинфекции, дератизации и дезинсекции отказаться нельзя.
— А если у меня в подвале нет кладовки? Там только кладовки нескольких жильцов.
— Порядок нужно поддерживать и в подвалах, если там находятся кладовки жильцов. Это тоже считается местом общего пользования и соответственно подлежит уборке.
— Но есть дома в подвалах которых нет кладовок для каждой квартиры?
— Тогда такие помещения убирать не нужно.
— Разъясните, пожалуйста, как должен пройти процесс отказа от услуги уборки подъездов ЖКХ?
— Самое важное, отказ от уборки подъездов должен быть единогласным. Если даже несколько соседей по площадке будут против, в таком случае отказ не будет иметь силы. Если 100% жильцов дома или подъезда приняли решение отказаться от услуги уборки, они заявляют об этом в ЖКХ. Подписывается акт отказа за подписью собственника жилого помещения, и с нового месяца уборка перестает осуществляться. При единогласном принятии решения, естественно, строки за уборку мест общего пользования в квартплате не будет. Вывешиваете график дежурств в подъезде и 1 экземпляр графика уборки предоставляется в РУП ЖКХ. Графики с указанием дат уборки должны размещаться в подъездах каждый месяц.
— А зачем ЖКХ график уборки отказавшегося подъезда или дома?
— Думаю, многие читатели, прочтя это, подумали – почему бы не отказаться от услуг ЖКХ, ничего не платить, заниматься уборкой от случая к случаю, или вовсе не убирать? Во-первых, работники ЖКХ, а также санэпидемстанция, либо другие уполномоченные организации все равно будут следить за чистотой в подъездах – в любой момент может прийти и проверить, насколько чисто в подъезде, так как минимальные санитарные требования должны поддерживаться в доме.
Отклонения от нормы будут актироваться работниками соответствующих служб с составлением протоколов.
Должностные лица РУП ЖКХ составят акт осмотра, наведут порядок и выставят плату в жировках.
По такому же принципу возможны и незапланированные расходы на текущий ремонт подъезда. Это если жильцы общее имущество не берегут и на стенах появляются надписи или грязь, сколы штукатурки, служба ЖКХ сначала предупредит, затем все устранит и выставит счет.
— Хорошо, в январе люди только знакомились с Указом №535, читали о нем в газетах, смотрели новости касательно темы. Уже февраль. Будет ли производиться оплата за уборку подъездов в январе и феврале?
— В январе подъезды убирали работники ЖКХ. Мы и продолжаем заниматься этим, и будем выставлять вам счет за данную услугу, пока не будет письменного основания для прекращения работы и дополнительного соглашения к договору. Если у вас появилась мысль об отказе, собирайте соседей, звоните в ЖКХ, организовывайте встречу. Мы к диалогу готовы.
— А уборка придомовой территории? Ее тоже должны убирать владельцы дома?
— В соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1 Указа поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории, осуществляются за счет средств местного бюджета базового уровня. То есть уборкой жильцы не занимаются.
Однако, специально бросать мусор, осуществлять парковку транспортных средств на тротуарах, на газонах и других участках с зелеными насаждениями жильцы не допустимо. Игнорирование этих установленных норм, также влечет за собой административную ответственность.
— Скажите, а если выявляются случаи повреждения вспомогательных помещений в многоквартирных жилых домах, или случаи вандализма, кто должен устранять эти нарушения?
— В соответствии с подпунктом 1.6 Указа при выявлении подобного рода повреждений и (или) изображений непристойного характера, в ходе проведения общих осмотров жилого дома РУП ЖКХ в течение 5 рабочих дней уведомляет уполномоченное лицо по управлению общим имуществом, товарищество собственников либо организацию застройщиков для принятия соответствующих мер. Устранить повреждения, надписи и (или) изображения и приведение вспомогательных помещений в соответствие с обязательными для соблюдения требованиями нормативных правовых актов осуществляется в течение месяца после выявления либо получения уведомления о выявлении этих повреждений, надписей и т.п. Плата за ремонт, по приведению в надлежащее содержание вспомогательных помещений ложатся на жильцов­ дома, соразмерно общей площади принадлежащих или занимаемых ими жилых помещений.
— Что входит в понятие оплата освещения мест общего пользования?
— В это понятие входит плата за освещение лестничных клеток, подвальных и вспомогательных помещений. Плата за освещение мест общего пользования в 100% размере возмещается потребителями – как и в случае с уборкой мест общего пользования, в зависимости от метража квартиры. Она также будет зависеть от решения жильцов, которые могут оплачивать круглосуточное освещение, а могут установить за свой счет акустические датчики, светодиодные лампы для экономии электроэнергии. Поэтому сейчас ответственность за освещение мест общего пользования ложится на жильцов. На мой взгляд, увеличится ответственность каждого, кто проживает в отдельно взятом подъезде или доме. Уйдет в прошлое мировозрение об ответственности людей: «мое» — это только квартира, а за подъезд пусть кто-то другой отвечает. Теперь равнодушных не должно быть и в экономии электроэнергии заинтересованы все жильцы дома.
— Скажите, пожалуйста, а как будет решаться вопрос о вывозе крупногабаритного мусора от жилых домов?
— Раньше люди оставляли возле жилых домов демонтированные окна, двери, старые газовые плиты, строительный мусор. Работники коммунальной службы вывози весь этот мусор за свой счет. С вступлением Указа жильцы домов должны будут вызывать специализированную технику, и вывозить вышеуказанный мусор за свой счет.
Беседовала
Зинаида Самкова



1 комментарий по теме “Указ №535. Что изменилось при оплате за жилищно-коммунальные услуги?

  1. «Отклонения от нормы будут актироваться работниками соответствующих служб с составлением протоколов». Почему же
    до сих пор никто не проверил качество выполнения работ по уборке подъездов и придомовых территорий работниками ЖКХ, а, если сказать точнее, полного отсутствия этой работы??? Сами жители многоквартирных домов пока не приведут все в порядок, так антисанитария и процветает. Пора бы ответственным лицам провести опрос жителей и принять меры по выполнению работниками ЖКХ «графиков уборки», опубликованное содержание которых только лишний раз говорит, что плату мы вносим за свой собственный труд!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *