Я — учитель, и этим горжусь!

Лента новостей

sdnemuchitelya«Наконец-то долгожданный отпуск! Наконец-то дни и ночи без проверки тетрадей, без оглушительного детского шума на переменах, без не прочитанных старшеклассниками романов!» Такие мысли посещают меня, впрочем, как и каждого педагога, в конце учебного года. Но проходит июль, наступает август, и мы начинаем перебирать книги, просматриваем прошлогодние поурочные планы и… ожидаем первое сентября. Мечты о спокойном отпуске улетучиваются, как дым. И снова тянет в школу. Тянет очень давно. С детства, когда мечтала, что обязательно стану учителем.
Да, я – учитель! Работаю в школе уже…, хотя это не так и важно. Моя детская мечта осуществилась! Это мое, и я этим живу! Даже и не представляю себя кем-то иным.
По точному замечанию поэта Максимилиана Волошина, «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Мы рождаемся во второй раз, когда избираем свою профессию, определяющую наш жизненный путь. У меня не было сомнений в выборе профессии. С детства я была увлечена литературой и искусством, хотела делиться этой любовью со всем миром. Всегда ощущала себя педагогом, поэтому в избранной профессии не разочаровалась. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Я выбрала слово как профессию. Великое Слово, вырастившее и воспитавшее меня, несет свет и знания, открывает истину, учит любить и ненавидеть. А самое главное – учит видеть в человеке Человека. То хорошее, что я вижу в себе, выросло из этого неисчерпаемого источника, перед которым я преклоняюсь, потому что оно сотворено Богом и выполняет миссию добра и веры в мире.
Существует утверждение, что человек только тогда хорошо овладевает языком, когда начинает на нем думать. Я – белоруска. Я люблю свою родину. Я готова до хрипоты спорить с любым, кто будет утверждать, что где-то мне может быть лучше. Я люблю свой народ, свою культуру, но думаю …по-русски. Русский язык стал не только моим вторым родным, но и моей судьбой, моей большой любовью.
Почему именно русский язык и литература? Как они вошли в мою жизнь? А все благодаря учительнице, которая привила любовь к своему предмету. Я до сих пор помню Тамару Егоровну Рутько, истинного словесника, ее красивую русскую речь. Пушистые черные волосы, подобранные гребешком, высоко поднятые брови, умный, мягкий взгляд светлых глаз…Прическа, походка на модных тогда каблучках-шпильках, манера держаться, даже фасон воротничка на платье обладали для меня необъяснимой притягательной силой. А какие у нее были уроки! А каждая встреча с Тамарой Егоровной была как песня: уроки-беседы (самые задушевные), уроки-диспуты (со всем церемониалом корректного, доказательного спора), уроки-откровения, в которые каждый старался внести что-то свое, продуманное и прочувствованное, глубоко личное, но важное для нас, ее учеников. И если я состоялась как человек и учитель, если люблю свое дело так, что не мыслю без него и дня жизни, то все это потому, что мне посчастливилось в годы юности встретиться с таким Учителем.
А еще вспоминаются студенческие годы, первый курс филфака, когда я и мои однокурсники с головой окунались в античный мир, который дарила нам Светлана Александровна Спас. Было восхищение талантом, интеллигентностью, полным погружением в свое любимое дело. А сама Светлана Александровна казалась античной богиней, красивой, мудрой и благородной. Именно таким и представляла я учителя-словесника. Именно такой мечтала стать и я.
Занимаясь на пятом курсе Гродненского государственного университета, мы, без пяти минут преподаватели-филологи, знали, что будем работать в основном в сельских школах. Кто-то не представлял себе жизни вдалеке от благ городских, кто-то даже плакал… А я думала о своей будущей работе в далеком селе, затерявшемся где-то среди непроходимых лесов. Знала, что сельские дети более открыты и непосредственны, отзывчивы на доброту. С ними можно и театр создать, и бальные танцы вести на школьных вечерах (зря что ли сама занималась в студии бальных танцев?).
Школа встретила меня оглушительным звонком. Оценивающие взгляды коллег, любопытные глаза учеников. С первых же уроков поняла, что жизнь гораздо сложнее, чем в мечтах. И — суровее. В пятом классе провела диктант – хотелось поскорее узнать, насколько грамотны мои младшие. Проверяя вечером тетради, к своему ужасу обнаружила, что безошибочных работ нет!
— Они мало читают, — объяснила мне ситуацию с грамотностью Аида Владимировна, учительница начальных классов. – Времени не хватает. Почти у каждой семьи большое хозяйство, помогать надо. Ну а если случается свободное время, ребята проводят его у телевизора. Где уж тут читать…
Вот тебе и Достоевский, и Толстой. «Что же делать? — спрашивала себя, — с чего начинать? Как преодолеть отчужденность от книги?» Помню, по дороге домой заметила идущих впереди учениц из старшего класса. Красивые, тоненькие, — хоть сейчас посылай на конкурс красоты! И вдруг будто споткнулась обо что-то, будто меня кто-то ударил. До меня донесся разговор подруг – коктейль русских, белорусских, польских слов вперемешку с диалектами…
А потом то и дело слышала на улице, в магазине такую же речь. Словно молотком стучали в висок строки из Ю. Друниной: «Я ушла из детства в грязную теплушку, от Прекрасной Дамы в мать и перемать…»
«Боже мой, — думала я, сидя за рабочим столом. – Что же делать, что делать?» Мысли были тяжелыми, будто отлитыми из свинца. И мне захотелось убежать от таких неимоверно сложных тогда вопросов.
И только утром следующего дня, когда в дверь кабинета просунулась девчоночья голова с большим бантом, у меня потеплело на душе.
— Мария Михайловна, пришла узнать, как я написала диктант. Если много ошибок, мне будет стыдно перед мамой.
Это была Татьяна Бобко (я и сейчас помню эту чудную девочку!).
— Ошибок, к сожалению, много и у тебя, и у других. Я очень огорчена, что вы все в ссоре с орфографией, с русским языком. А мне так хочется, чтобы вы подружились,- применяла я свой небогатый педагогический опыт.
Педагогическое мастерство шлифовалось годами. Отсутствие опыта в самом начале преподавания компенсировала воодушевлением, мой энтузиазм передавался и детям. С годами выработались и профессиональные навыки. После нескольких лет работы в школе поняла, что самое интересное путешествие – в мир человеческой души. Учитель-словесник совершает его бесконечно, протягивая нити из творческого мира писателя в души своих учеников. Без доверчиво открытых детских глаз не могу жить. Открывая чистую книгу детской души, я обязана оставить там добрый след. С такой внутренней обязанностью иду всю свою жизнь. Это открытие с годами позволило обрести свое творческое «Я».
Позади двадцать девять лет работы в школе. Пытаюсь открыть мир литературы как мир разнообразной человеческой жизни, в котором есть небо и земля, герои и подлецы, ищущие и равнодушные, правда и ложь, самопожертвование и предательство. Вместе с героями Толстого и Достоевского, Чехова и Булгакова мы с ребятами проходим множество жизненных дорог. Они определяют себя, свою дорогу и свой ценностный мир. Может, в будущем им будет порой непросто, потому что я стараюсь развивать не только ум, но и души своих учеников, а умным с чуткой душой всегда в жизни тяжелее. А еще пытаюсь взрастить в них и чувство собственного достоинства, и любовь к хорошей книге, и способность все осмысливать и пропускать через сердце, и умение отличить настоящее от поддельного и в жизни, и в искусстве.
Размышляя о сути учительской профессии, поняла, что стать идеальным педагогом трудно, но стремиться к этому нужно. Это стремление побуждает к постоянной работе над собой. Учитель состоялся как мастер, если видит природную талантливость каждого ученика, его неповторимый внутренний мир, который делает жизнь ребенка счастливой. В моих силах сделать жизнь каждого ученика в школе радостной и увлекательной. Считаю, что в этом и состоит главная задача каждого учителя, когда «стараясь о счастье других, мы находим свое собственное».
Для меня очень важно в сознании ученика быть таким учителем и человеком, чтобы оставить след в душе на всю жизнь, чтобы воспитать личность, а настоящая личность воспламеняется от Личности.
Я – учитель. И этим горжусь. Именно это дает мне радость, ощущение полноты жизни, чувство сохраненной молодости. А бывшие мои однокурсники, встретившись после долгой разлуки, удивляются: «Где работаешь? Ах, в школе!» — и на лицах их выражается недоумение: что же, мол, ты лучше ничего не достигла в жизни?
Я – учитель. И это самое большое, чего я достигла в жизни! Вероятно, каждый, кто любит свою профессию, считает ее самой увлекательной, самой благородной – самой лучшей на свете. И каждый, наверное, уверен, что его профессия не только самая лучшая, но и самая трудная, самая ответственная. А я убеждена: нет на свете работы более важной и более мучительной, более радостной и более нужной людям, чем моя профессия.
Ковшик Мария Михайловна, учитель русского языка и литературы Конюховского яслей-сада – средней школы



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *