«Главное – не быть равнодушным к чужой беде»

Лента новостей

<Наше общество давно признало приоритетную роль семьи в становлении и формировании личности ребенка, однако в силу различных причин многие семьи имеют серьезные проблемы в своей жизнедеятельности и попадают в разряд неблагополучных. Создать систему защиты детей в таких семьях и оказать им необходимую помощь призван Декрет Президента Республики Беларусь №18«О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
В учреждениях образования проблемами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе находящихся в социально опасном положении, в определенной степени занимаются все категории педагогических работников. Но главная координирующая и контролирующая функция по реализации положений Декрета возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе. Сегодня своим опытом работы делится заместитель директора по воспитательной работе Макаровского яслей-сада-средней школы Елена Будницкая.
— Елена Антоновна, расскажите, пожалуйста, как на практике в Макаровском яслях-саду-средней школе организована работа по выполнению требований Декрета №18?
— Начну с того, что ежегодно пишется приказ о распределении обязанностей между специалистами социально-педагогической и психологической службы, о персональной ответственности классных руководителей за профилактику и раннее выявление семейного неблагополучия.
Вопросы изучения и реализации нормативных документов по защите прав несовершеннолетних в нашей школе включены в годовой план работы учреждения, индивидуальные планы работы социально-педагогической и психологической службы, а также в план работы методического объединения классных руководителей и план работы школьного совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В данном проблемном поле особо важно обеспечение непрерывности внутришкольного контроля. Поэтому на постоянном контроле у меня, как заместителя директора по воспитательной работе, находится составление социально-педагогической характеристики учреждения образования, социально-педагогических характеристик классных коллективов и дошкольных групп, состояние работы по профилактике и предупреждению правонарушений, организация работы с семьей в шестой школьный день и др.
Вопросы профилактики социального сиротства, деятельности социально-педагогической и психологической службы и педколлектива по защите прав и интересов несовершеннолетних включаются в повестку дня заседаний педагогического совета. Не реже двух раз в год проводится совещание при директоре, вопрос реализации Декрета заслушивается ежеквартально.
Отслеживание итогов работы в этом направлении происходит на ежемесячных заседаниях совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Каждое решение совета утверждается приказом по школе. Ежегодно проводится около 12 заседаний совета по профилактике. Каждые полгода анализируется состояние работы совета профилактики и ежеквартально – работа с семьями и несовершеннолетними, признанными находящимися в социально опасном положении.
Для оптимизации процесса сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении, составляем графики их посещения, индивидуальные планы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, включая в них все межведомственные структуры микрорайона. В число ответственных, кроме администрации школы, специалистов социально-педагогической и психологической службы, классного руководителя включаем председателя сельисполкома, заместителя председателя СПК по идеологической работе, сотрудников РОВД (участкового инспектора), ИДН, РОЧС, врача-педиатра. Результат виден, на данный момент в учреждении образования нет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
— Что Вы посоветуете своим коллегам, чтобы предупредить или выявить факты семейного неблагополучия на ранней стадии?
— Мы на практике убедились, что чем эффективнее будет организована межведомственная работа с семьей, тем реже будут возникать ситуации с необходимостью отобрания детей у родителей, и меньше потребуется затрат и средств государства на их содержание.
Необходима четкая организация межведомственного взаимодействия специалистов учреждений образования с правоохранительными органами, медицинскими работниками, органами опеки и попечительства, специалистами социальной службы, общественными и молодежными организациями и иными заинтересованными структурами.
Важно изучать нравственные ориентиры и воспитательный потенциал семьи, определить причины асоциального поведения родителей и учащихся, воспитательные возможности социума и способы коррекции личности. Также нужно вести системный учет учащихся с асоциальным поведением и учет неблагополучных семей, в которых проживают несовершеннолетние, обучающиеся в учебном заведении. А самое главное в работе с семьей – не подходить к выполнению своих функций формально, не быть равнодушным к чужой беде, постараться понять, поддержать оступившихся людей и помочь им выйти из сложившей ситуации.
Беседовала Ирина МИКЛАШ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *