О правилах продажи, замене товара и его упаковке

Актуально Лента новостей

DSCF6829 1В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь ежегодно в стране 15 марта отмечается День потребителя. В этом году он пройдет под девизом: «Здоровое питание – выбор современного потребителя». Проблема здорового питания является, несомненно, актуальной и для нашей страны. Как утверждают специалисты, наше население традиционно потребляет излишнее количество жиров и рафинированных углеводов, обусловливающих избыточную калорийность пищи, и недостаточно — свежих или замороженных овощей, фруктов, зелени, рыбы.
В принципе, у современного потребителя есть достаточно широкий выбор для здорового питания. В основу работы отечественных предприятий пищевой промышленности положено повышение качества продукции и ее биологической ценности. Это достигается за счет внедрения новых современных технологий и модернизации уже существующих, расширения ассортимента вырабатываемых видов продукции, увеличения числа крупных и мелких предприятий пищевой отрасли.
Но одно дело произвести качественную безопасную продукцию, другое – ее правильно реализовать, не нарушив, в частности, условия и сроки хранения, другие факторы. Здесь уже на первый план выдвигается роль торговли. И, к сожалению, именно на этом уровне как раз и возникает немало претензий потребителей. Особенно, на мой взгляд, это касается реализации фруктов и овощей. Приходится видеть и заплесневелый виноград на полках магазина, расфасованный в пакеты, и сморщенные яблоки, которым явно не место в торговом зале, да и другие, мягко говоря, нарушения. Сегодня мы беседуем по этому поводу с уполномоченным по защите прав потребителей райисполкома, главным специалистом отдела экономики Снежаной Атарик:

— Все торговые организации должны руководствоваться в своей деятельности Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 22 июля 2014 года. В них, в частности, говорится, что продавец обязан своевременно довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их производителях, о продукции общественного питания, предусмотренную нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами. Информация должна содержать такие моменты, как наименование товаров, продукции общественного питания, сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания — о составе и пищевой ценности. Должен быть указан гарантийный срок, если он установлен, а также рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если этого требует специфика таких продуктов.
В случае наличия в пищевых продуктах генетически модифицированных составляющих продавец обязан довести до сведения покупателей на потребительской таре и на ценнике информацию об их содержании.
Товары, на которые установлен срок годности и (или) срок хранения, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы они могли быть использованы по назначению до истечения срока годности и (или) срока хранения.
Что касается овощей и фруктов, то один из пунктов вышеназванных правил гласит: «К реализации не допускаются овощи и плоды, имеющие признаки недоброкачественности, с нарушением целостности кожуры». Не допускается наклеивание стикеров с информацией о товаре непосредственно на неупакованные продовольственные товары, в том числе овощи и плоды, за исключением тех, кожура которых является несъедобной для человека, а также на маркировку, где указаны наименование продукции, пищевая ценность, срок годности (хранения), дата изготовления, условия хранения.
— И все же, если покупатель приобрел некачественный товар, что делать в таком случае?
— Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерного уменьшения покупной цены товара, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов по их устранению.
Вместо замены или соразмерного уменьшения покупной цены потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки).
При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Для подтверждения факта приобретения товара могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости — провести проверку его качества.
В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) — заменить его в течение четырнадцати дней со дня предъявления указанного требования.
При отсутствии необходимого для замены товара это требование должно быть реализовано в течение месяца со дня его предъявления. А если это невозможно сделать по объективным причинам, то потребителю должен быть предоставлен аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и др.) с его согласия.
— Снежана Михайловна, в последнее время в средствах массовой информации все чаще поднимается вопрос об упаковке товаров при их реализации, а, вернее, о том, когда, она должна быть бесплатной. К сожалению, в большинстве случаев в наших магазинах об этом как будто и не знают. Или, по крайней мере, делают вид, что не знают, произнося стандартную фразу: «Вам нужен пакет?» А он естественно бывает нужен, чтобы положить туда весовой товар. Что на этот счет сказано в Правилах?
— В соответствии с пунктом 25 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания продавец обязан передать покупателю товары надлежащего качества в таре и (или) упаковке, за исключением товаров, которые по своему характеру не требуют затаривания. При этом товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания дополнительной платы за упаковку. А вид такой упаковки определяется продавцом. Это могут быть полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, бумага либо другие виды. Главное, чтобы обеспечивалась сохранность и целостность товара. Исключение составляют упаковки тортов, наборов пирожных и продаваемых в розлив напитков, цена которых включается в розничную цену товаров.
Сергей Хилюта,
фото автора

Вниманию потребителей!
16 марта 2015 года пройдет прямая телефонная линия для потребителей по вопросам:
• маркировки продуктов питания,
• продукции, маркируемой знаком «Натуральный продукт»,
• способов подтверждения качества продукции.
Вопросы можно будет задать с 11.00 до 13.00 по телефону (8- 0152)-64-31-49 Ирине Брониславовне Гринцевич – начальнику сектора сертификации пищевой, сельскохозяйственной продукции Гродненского центра стандартизации, метрологии и сертификации.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *