Соборование — духовное врачевание

Лента новостей

4Все ли мы знаем о таком церковном таинстве как Соборование? С ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется… Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Рассказывает благочинный Берестовицкого округа, настоятель храма преподобной Евфросинии Полоцкой аг.Пограничный протоиерей Сергий Шелест:
­- Исцеление души и тела — такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением и является одним из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек, возможно, забыл. Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия. Перед соборованием верующие стараются исповедаться, а после соборования приступают к таинству причащения.
— Каково назначение этого таинства?
— Собор­ование — всецелое исцеление человека. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Традиционно совершают соборование несколько священников, то есть собор. Но в исключительных случаях таинство может совершить и один священник.
­- Прощаются ли при соборовании грехи?
— Несомненно, да, если человек внутренне раскаивается в них, — ведь именно с просьбы о прощении грехов начинаются молитвы об исцелении. Но важно помнить, что если человек совершил такие серьезные, несовместимые с пребыванием в Церкви грехи, как убийство, в том числе аборты, блуд и прелюбодеяние, в том числе «гражданский брак», и отпадение от веры в разных формах, к примеру, обращение к иным религиозным практикам, гадалкам, вызывание духов, занятие магией и оккультизмом, и другие — ему требуется таинство Покаяния, которое является таинством возвращения к Церкви.
— Гарантирует ли соборование исцеление?
— Все зависит исключительно от воли Божией, и мы не можем вынудить Его поступить так, как мы считаем нужным. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые из них воспринимают соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял долгую службу, сделал все, что положено, а результата нeт! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.
Надо помнить, что исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Приступая к таинству Соборования, нужно задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них.
— Как часто можно собороваться?
— По традиции — ежегодно. Более частое соборование едва ли уместно, если мы не заболели какой-либо внезапной и тяжелой болезнью.
— Говорят, что соборование проводят для тяжелобольных людей. Нужно ли это здоровым?
— По существующей в Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения. Кроме исцеления от болезней, Соборование дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе.
Представление о том, что прибегать к соборованию следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти, — это пережиток неправославного восприятия таинства как «последнего помазания», что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.
Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.
— Отец Сергий, какие рекомендации Вы можете дать прихожанам?
— Безусловно, желательно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями. Мнение о том, будто бы в течение одного заболевания можно собороваться лишь один раз, не имеет под собой серьезных оснований. Здоровые люди во время Великого Поста могут принимать таинство Соборования, но делать это необязательно. При этом собороваться несколько раз в течение года не нужно, если, конечно, человек не подвергся новому недугу. Соборовать детей до 7 лет можно, если они больны. Приводить детей на общее Соборование нет необходимости.

Беседовала Светлана Гончарова



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *