О церкви в Старом Дворце и не только

Из истории земли Берестовицкой Культура

hrbevjbe05-01Читатели продолжают на страницах газеты разговор о бывшей церкви в Старом Дворце, начатый краеведом Николаем Паценко. Сведения о ней удалось найти и мне – в книге волковысского исследователя старины Витольда Капрызы «Земля Волковысская» (издательство BOXPOL). Во 2-ом томе на стр. 124 он, в частности, рассказывает о том, что князь Иосиф Яблоновский, воевода новогрудский – заслуженный человек науки, человек добрый, но необычайно гордый, приверженец дворцовой этики — часто путешествовал, строил и украшал свои резиденции в Подгорцах, Яблонове Коронном над Неманом, в Волпе, Ксёнжечине, Старом Дворце, Гродно и Ляховицах. Он строил костелы, а также церковь в Старом Дворце, о чем можно прочитать в фундушевой записи от 3 марта 1757 года («Виленская комиссия для разбора актов. Том 1. Акты Гродненского земского суда. 1857 г.» стр. 50). Согласно записи, князь Яблоновский, принимая во внимание, что 8 деревень его имения не имеют церкви, сам построил униатскую церковь, снабдил её утварью и предложил своего священника. Ксёндз Самуэль Янковский получил три волоки земли (около 60 га), даровое отопление и освещение, позволено ему было также пользоваться дворовой мельницей. В свою очередь священник обязан был служить каждую неделю 2 обедни (одна за здоровье князя и его родных, вторая за упокой), наставлять в вере униатской и не вымогать от крестьян платы за церковные требы, а пользоваться их добровольными приношениями.
Это была небольшая парафия: в 1808 году в приходе едва насчитывалось 300 человек. Церковь сгорела в 1846 году, через несколько лет после того, как униаты были переписаны на православных. На месте церкви осталась возвышенность с капличкой, которую навещали не только православные, но и католики. Место окружали старые кусты сирени, а посреди стояла побеленная капличка без дверей, с железным крестом на крыше. В этом месте впоследствии хоронили некрещеных либо преждевременно родившихся и умерших детей.
Есть у Витольда Капрызы сведения и о Большой Берестовице. В частности, о замке Коссаковских. Дело в том, что на старых фотографиях видно, как к новому замку прислоняется с левой стороны маленький деревянный домик. И многие источники говорят, что он остался от предыдущего старого дворца (возможно, даже ещё Ходкевича). Такое расположение построек не было чем-то необычным для тех времен – взять хотя бы сохранившийся двор в Лишках.
Витольд Капрыза вспоминает о жене Иосифа Коссаковского, Марии, цитируя ксёндза Мейстовича (Ks. Mejstowicz “Poszlo z dymem”):
«Мария была выдана замуж за двоюродного брата, Иосифа Коссаковского. Согласия у молодых людей почти не спрашивали. Во владение они получили Берестовицу Великую, где и стали жить. Старинный замок уже не существовал, его разрушили и разобрали завоеватели. Был только расположенный ниже шести- или восьмикомнатный домик эконома. Там и стали жить. Когда муж решил построить новый, большой и удобный дворец, Мария настояла, чтобы он был построен не на месте старинного на горке, а внизу, рядом с домом эконома. В итоге, появилась огромная пристройка к деревянному домику. Этот новый дворец, большой и дорогой, соответствовал моде той эпохи. Мария же осталась в маленьком доме. Он полностью удовлетворял её…».
Сергей Сак,
Большая Берестовица



4 комментария по теме “О церкви в Старом Дворце и не только

  1. Да, действительно это 7 том. Там же, в предыдущем документе (с.48-50) есть описание места, где располагались церковь и плебания: «первая волока, на которой стоят церковь и плебания, начинается и лежит одним концом к Берестовицкому гостинцу, другим — от земель деревни Трумпы по дорожке, которая идёт около крестьянских земель к землям Маховским, одной стороной лежит от стены, идущей к деревне Трумпы, а другой стороной — у межи дворовых земель, межа идёт по прямой линии к дороге, по которой ездят из двора Стародворецкого в Реплю, этой дорогой, пройдя мимо двора прямо стенкой вниз вплоть до гостинца Берестовицкого и к выгону. Рядом с этой волокой на другой стороне стенки по левой руке за дворовым гумном, пройдя дол, где копают глину, земля на огород (священнику) у низины над выгоном; напротив этой земли выгон рядом с обсаженной аллеей, идущей к дворцу, и сенокос за двором на той стороне речки от старой гребли до нового креста».

  2. Извиняюсь: том 7 Виленской комисси: Акты Гродненского городского суда от 1874 г, стр. 50.
    Ссылка на вырезку из тома:
    https://yadi.sk/i/yEKpKnRT3EMZ8a

  3. Согласно ведомости, поданной исполняющим должность благочинного Волковыского униатского деканата Василием Протосевичем в Литовскую униатскую консисторию в июне 1836 года, «церковь Стародворецкая в Гродненском уезде в Волковыском деканате состоящая на основании указа Литовско греко унитской духовной консистории от 3 марта сего года за № 1714 упразднена». На момент закрытия к приходу церкви относились 24 двора в Трумпах, 14 дворов в Воронах, 14 дворов в Калениках, 4 двора в Левоневичах, 1 двор в Бергелях, 3 двора в Седейках, 3 двора в ?зовцах. Всего 248 душ обоего пола. По информации благочинного они присоединены к приходской Кузьмицкой церкви «на основании указа оной консистории от 3 марта за № 1714 в 5ти верстном разстоянии от упраздненнлй Стародворецкой церкви».

  4. Виленская археографическая комиссия начала работу в 1864 году. 1-й том Актов был опубликован в 1865 году, а не в 1857. В этом томе содержатся гродненские акты XVI — XVII веков. Указанного документа князя Яблоновского в этом томе нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *