Зима для водителя – всегда испытание

Лента новостей

Мало-помалу мы уже начинаем привыкать к тому, что погода зимой становится все более неустойчивой, с резкими перепадами температур. Такие частые перемены, пожалуй, наиболее досаждают тем, кто значительную часть времени проводит за рулем автомобиля. А для тех, кто ездит редко, зимние сюрпризы погоды и вовсе порой – сущий ад. Конечно, как и в любом деле, решающую роль здесь играет опыт. Хотя и опытным водителям нелишне иногда освежить в памяти отдельные теоретические моменты. На некоторых из них мы постарались акцентировать внимание в нашей беседе с начальником ОГАИ Берестовицкого РОВД Евгением Леоновичем.
— Начну с того, что большинство водителей, как мне кажется, понимает, какую опасность таят в себе снег и гололед зимой. А те, кто этого не осознает — потенциальные клиенты автомастерских и пациенты лечебных учреждений. Белорусская зима — череда испытаний для водителя. За период весна-осень, приобретенные навыки управления транспортным средством в зимних условиях утрачиваются, и каждый раз их приходится восстанавливать заново. Чтобы приспособиться, привыкнуть к движению в изменившихся условиях, необходимо определенное время.
— Как известно, не последнюю роль в безопасной езде зимой играет техническое состояние автомобиля, его подготовка к экстремальному варианту эксплуатации?
— Требование содержать транспортное средство в исправном состоянии, убедиться в этом перед началом движения, содержать в чистоте стекла и внешние световые приборы – это в любое время одна из первоочередных обязанностей водителя. В осенне-зимний же период роль технической составляющей обеспечения безопасного движения возрастает. В первую очередь, речь идет здесь о надежности работы всей тормозной системы, рулевого управления. Важно, чтобы ветровое стекло в любой момент обеспечивало хороший обзор, а для этого должны быть в порядке его очистители и омыватели. В темное время суток видимость в направлении движения находится в прямой зависимости от работы фар, которые необходимо отрегулировать так, чтобы они не просто освещали проезжую часть, но и исключить возможность ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
— Нет-нет, да и проскальзывает информация о том, что транспортное средство попало в дорожно-транспортное происшествие, не имея при этом зимнего комплекта шин. Это – недопонимание важности «переобувания» зимой или мнимая экономия?
— К сожалению, у некоторых бытует мнение, что раньше все ездили на одном единственном комплекте шин, а о существовании шин специально для лета и зимы многие даже не подозревали. Главным контраргументом тут можно назвать следующее: а разве можно сравнить интенсивность движения сегодня и, скажем, лет двадцать назад, не говоря уже о более ранних периодах?
Хочу напомнить, что летние шины для повышения износостойкости изготавливаются из более твердых материалов, чем зимние. Но при низких температурах они «дубеют», канавки протектора забиваются снегом, что вызывает скольжение на льду и укатанном снегу.
Зимние же шины сохраняют приемлемую эластичность даже при минус 30 градусах. Применение всесезонных («универсальных») шин — не лучшая альтернатива. Летом они более шумные и жестче летних шин, обеспечивают среднюю управляемость и курсовую устойчивость, а из-за большей массы не способствуют снижению расхода топлива. А для зимы у них недостаточная мягкость состава резиновой смеси. Лучшее время для применения таких шин — межсезонье, когда температура колеблется около нуля.
— Понятно, однако, что не только правильно подобранный комплект зимней «обуви», но и манера вождения играет нередко решающую роль в безопасном передвижении по зимним дорогам?
— Говоря о безопасности, на первый план я бы вынес такой момент, как увеличение зимой из-за скользкого покрытия тормозного пути. В зависимости от состояния полотна дороги он может возрастать даже в десятки раз. А неточность в регулировании синхронности срабатывания тормозов на скользком дорожном покрытии проявляется быстро. Если они неисправны, сложно плавно замедлить движение, остановить машину в нужном месте. В любую пору нажимать на педаль тормоза следует равномерно, без рывков. Зимой, чем реже водитель прибегает к торможению, тем лучше. На скользкой дороге оно может привести к блокировке колес и сделать движение нестабильным. Сцепление шин с дорогой и так невелико. Когда колеса сколь-зят, автомобиль идет юзом. При необходимости остановки нужно попеременно, то нажимать на педаль тормоза, то ослаблять давление на нее, не допуская полной блокировки колес, и так – до полной остановки.
— На чем еще Вы посоветовали бы заострить внимание водителям, чтобы избежать неприятностей на дороге?
— На подъездах к пешеходным переходам, остановкам общественного транспорта, мостам и путепроводам лед нередко образуется даже тогда, когда он отсутствует в других местах. Приближаясь к таким объектам, лучше заранее снизить скорость.
При совершении поворота нужно стремиться максимально увеличить радиус маневра с использованием всей полосы движения, избегая, конечно, выезда на встречную. При возникновении заноса следует забыть о педалях сцепления и тормоза, манипулирование которыми в данном случае просто неприемлемо. Для выхода из него нужно прекратить торможение, стараться повернуть колеса в сторону заноса и педалью газа отрегулировать равномерное передвижение автомобиля.
Опасность может исходить и от попутного транспортного средства — его внезапная остановка, торможение, замедление движения для совершения маневра грозят столкновением. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать такую дистанцию безопасности, которая включает в себя остановочный путь вашего автомобиля и тормозной путь транспорта, едущего впереди.
И, наконец, всегда актуальной остается профилактика наездов на пешеходов, причем, не только в темное время суток, но и днем. Тем более, что некоторые из них нередко, невзирая на состояние проезжей части, пытаются переходить улицу или дорогу перед самым транспортным средством.
Сергей Хилюта



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *