Спасибо за доставленную радость

Человек и его дело

Остались считанные дни до начала нового учебного года. Обновлённые за лето классы и учебные кабинеты ждут детей. Соскучились по своим воспитанникам и учителя. Накануне учебного года хочется рассказать о тех, кто отдаёт себя без остатка детям.

По-разному люди становятся учителями. Иногда через сомнения и неудачи, через предельные затраты душевных сил и переживаний. Для Марины Михайловны Карвацкой (на снимке с учениками) путь в профессию был довольно простым. Со школьной скамьи она знала, что будет учителем начальных классов. После окончания базовой школы поступила в Волковысское педагогическое училище, позже закончила Гродненский государственный университет по специальности «учитель начальных классов». Стародворецкая базовая школа стала педагогу родным домом. За 18 лет работы она выпустила из начальной школы сотню учеников.
С детства Марина Михайловна хорошо рисовала, пела, писала стихи. Всё это пригодилось ей, когда она стала работать с детьми. Её никогда не покидала мысль о том, как сохранить, поддержать в ребятах то воодушевление, желание, с которым они приходят учиться в свои первые школьные дни. Как научить детей радостному отношению к учёбе? Как без «взлома души» подбирать педагогические ключи к маленьким ученикам? Педагог часто задавала себе такие вопросы и старалась находить на них ответы в своей работе. «Первая обязанность учителя, — рассуждает она, — состоит в том, чтобы дать детям общую картину мира, пусть немножко упрощённую, но достаточно адекватную. Это чтобы ребёнок не бился в отчаянной попытке объяснить то, что ему самому никак не объяснить. Ему и так придётся многое добавлять к этой картине. Конечно, детских открытий ничем не заменить, но помощь ему не помешает».
Свои уроки М.М.Карвацкая строит по-разному и готовится к ним иногда не день, не два. Она чётко определяет задачи урока, планирует работу класса на каждом этапе, грамотно организует работу детей на протяжении всего урока, воспитывая и развивая у малышей зрительные представления, образное мышление, эстетический вкус, художественные способности.
Уроки учителя отличает атмосфера доброжелательности, понимания, взаимного доверия. Каждый урок -это не только новые знания, умения, навыки, но и нравственный опыт. И поведение учительницы — пример всем, пример внимательности и доброты. Её улыбка, ободряющий взгляд, её уважение к ученику — всё это находит немедленный отклик в душах детей.
Педагог умело добивается, чтобы ученики видели таящуюся во всём образность, замечали в мире гармонию, напряжение, движение, проступающие черты преображения в живой и неживой природе.
М.М.Карвацкая приходит на урок не как экзаменатор, когда учитель выслушивает ответы учеников, а затем оценивает их. Она учит детей, думая вслух, незаметно руководит процессом соразмышления.
Приходит на урок, чтобы вместе с учениками добывать истину. Учитель на уроке играет роль ученика, попавшего в трудную ситуацию и выбравшегося из неё. Педагог иногда искусно подыгрывает ленивому ученику, проказнику, непоседе, медлительному, верхогляду и даже способному и трудолюбивому. Ученикам отводится роль собеседников, причём думающих, размышляющих в свободной форме. На уроках Марины Михайловны дети часто просто и свободно высказывают своё мнение, не вставая с мест и не поворачиваясь лицом к классу. Учитель всегда благодарит ребят за любую реплику по существу дела и награждает их всевозможными при этом эпитетами: «молодец!», «здорово!», «красиво!», «умница!», «как же это я не додумалась!». Иногда ребята выскакивают к доске, бывает, что по двое или по трое сразу, отстаивают свое мнение, доказывают, убеждают. На уроках создаётся такая обстановка, что ребёнок не боится высказывать свои мысли. Никто не засмеется над неудачной фразой или если мысль окажется «топорной» — тебя выведут на верный путь да ещё и поблагодарят за помощь.
У творческих людей все просто и разумно. Я наблюдал, как через 5-7 минут после начала урока в класс входят опоздавшие ученики. Ребята входят в класс без стука, спокойно проходят на свои места, при этом никому не мешая, и включаются в работу. Считаю, что возможность «думать вслух» прямо с места, задавать учителю любые вопросы, останавливать его, переспрашивать — всё это даёт то чувство свободы, о котором мечтают все дети. Без такой раскованности, раскрепощённости невозможно само творчество.
Марина Михайловна всегда знает наперёд, что даст детям очередная экскурсия, занятия по белорусскому языку, математике и трудовому обучению. Она основательно изучила природу родного края, интересно рассказывает о его растительном и животном мире, готова ответить на любой вопрос малыша о травинке или букашке. Учитель стремится подать своим ученикам пример активного, доброго восприятия мира.
Марина Михайловна с удовольствием делится богатым педагогическим опытом с коллегами по работе. В 2009 году она достойно защищала честь своего коллектива в конкурсе «Учитель года», проводит общественную работу.
Очень важной учитель считает работу с родителями. Поэтому так серьезно готовится к каждой встрече. Собрания родителей, беседы с ними всегда нацелены на укрепление союза школы, семьи, общественности, без которого важные для воспитания ребят начинания не могут дать полного эффекта.
Через каждые три года Марина Михайловна принимает новичков. Будущий учебный год она начнёт с первоклашками. Она войдёт в класс и скажет: «Здравствуйте. Давайте знакомиться». Малыши даже не подумают, что учительница давно их ждала и готовилась к этой встрече.
«Спасибо за доставленную радость, за внимание и любовь к нашим детям», — говорят родители учеников Марине Михайловне.
Алексей Симанович, заместитель директора ГУО «УПК Стародворецкий детский сад – базовая школа»



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *