«Дети дождя»

Лента новостей

Прочитала в вашей газете заметку врача-психиатра-нарколога Жанны Титовой об аутизме. И раньше слышала, что такая болезнь есть, и больных ею называют «людьми дождя». Почему? Не могли бы более подробно рассказать о детях-аутистах и о том, как же распознать эту болезнь в самом раннем детстве?
(Звонок в редакцию)

Аутистов подчас называют «людьми дождя» за необычность их поведения, непредсказуемость, отрешенность. А о том, как распознать аутизм у ребенка, рассказывает врач Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Тамара Песецкая:
— По Гродненской области в течение последних пяти лет наблюдается увеличение случаев выявляемости детей с расстройствами аутистического спектра. Так, если в 2005 году было выявлено 20 ребятишек, то к концу 2011 года их число увеличилось более чем в 2 раза.
Аутизм — (от латинского autos — «сам») – погружение в себя, уход от реальности в мир собственных переживаний.
Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребёнка. У аутичных детей нарушается «комплекс оживления», характерный для нормально развивающихся младенцев. Такой ребёнок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав, не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на её уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека, он не откликается на своё имя. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.
На втором полугодии жизни такие дети не различают своих и чужих. Не является редкой для ребенка с аутизмом и низкая чувствительность к боли, ведущая к неспособности регулировать свое поведение, которое может привести к физическому повреждению. Такие дети неспособны дифференцировать людей и неодушевленные предметы (хватают другого ребенка за волосы или толкают как куклу). Однообразные игры у них представляют собой стереотипные манипуляции с неигровым материалом (веревки, гайки, бутылки и др.). Иногда используются игрушки, но не по назначению.
И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешёнными, безразличными к окружающему, стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Предпочитают индивидуальную игру в уединении. Причём они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. Им свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, ребёнок может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать или выключать свет. Недостаточная реакция на слуховые и зрительные раздражители заставляют многих родителей обращаться к сурдологу или офтальмологу.
Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Аутичные дети часто успешно работают с кубиками, мозаиками, головоломками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контакта. Им свойственно отставание в развитии речи. Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если аутичный ребенок и владеет фразовой речью, в ней, как правило, отсутствует местоимение «Я». Они говорят о себе во 2-ом или в 3-ем лице.
Такие дети испытывают определенные трудности при формировании навыков самообслуживания: они позже других детей научаются одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок. Причем многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: ребенок не осваивает его.
Как правило, родители не замечают нарушений у ребенка до трех лет и обращаются за помощью специалистов слишком поздно. Между тем очень важно как раз своевременное обращение!
Потому что без диагностики и медико-педагогической помощи примерно две трети аутичных детей становятся необучаемыми. Став взрослыми, они не в состоянии вести самостоятельное существование.
Уважаемые родители! Если вы заметили подобные проблемы в развитии своих детей, можете обратиться в центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по адресу: г.п.Б.Берестовица, ул. Советская, 34. Специалисты центра окажут вам помощь.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *