Роль средств массовой информации в отражении проблем, волнующих население

Лента новостей

Белорусская социально-экономическая модель предполагает эффективное использование государственных институтов во всех сферах нашей жизнедеятельности, и информационный сегмент здесь не является исключением.
Современный политический процесс во многом зависит от СМИ. Речь идет о формировании действительно свободных и ответственных СМИ, предоставляющих достоверную и объективную информацию населению. Свободные и ответственные СМИ, несущие правдивую информацию обществу, – это кровеносная система государства для народа.
СМИ в обществе выполняют три важнейшие функции:
в качестве аккумулятора общественного мнения служат трибуной для различных сегментов общества и создают условия для обсуждения коренных интересов народа;
в качестве мобилизующей силы облегчают подключение населения к участию в политической жизни;
в качестве контролера выявляют случаи злоупотребления властью, повышают уровень транспарентности в деятельности Правительства и заставляют государственных служащих и предпринимательские круги отчитываться за свои действия перед общественностью.
Основные задачи СМИ в современных условиях – не насаждать одномерное видение мира, а организовать полноценный диалог населения и власти, служить индикатором политических настроений в обществе, формировать общественно-политическое мнение, препятствовать распространению деструктивных идей.
Решение столь масштабных задач требует: эффективного управления всеми видами информационных ресурсов, элементами информационной инфраструктуры; государственной поддержки отечественного информационного производства, рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг; регулирования деятельности государственных электронных и печатных СМИ.
На 1 июля 2010  г. в Республике Беларусь зарегистрировано 1 308 периодических   изданий, в т.ч. 667 газет, 605 журналов, 36 бюллетеней, 9 каталогов, 1 альманах. Зарегистрированных информационных агентств – 8. Более чем две трети прошедших регистрацию изданий – негосударственные. Пресса издается на русском, белорусском, английском, немецком, польском и других европейских языках.
В республике зарегистрировано 236 теле- и радиопрограмм, из которых 164 – государственной формы собственности. С целью интеграции Беларуси в международное информационное пространство с 2005 года началась регулярная трансляция белорусского спутникового телеканала «Беларусь-ТВ», а затем и телеканала «Мир». Расширяется региональное теле- и радиовещание. Сегодня собственное вещание региональных телеканалов занимает от 40 до 45% общего объема эфира.
В Гродненской области зарегистрировано 51 печатное издание различных форм собственности, 27 из них являются государственными, в том числе 3 областные газеты: «Гродзенская праўда», «Милицейский вестник», «Рекламное приложение к газете «Гродзенская праўда». И один каталог: «Ваш каталог».
В области действуют РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Гродно», КУП «Лидское телерадиообъединение», ГУ «Телерадио-вещательный канал «Гродно Плюс», 25 операторов кабельного телевидения и 19 радиопрограмм. Функционируют шесть местных телевизионных студий: «Каскад» (СПК «Октябрь-Гродно»), «Наш город» (УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы), «Наш город+» (ГОТТЦ «Гарант»), редакция телепрограммы «Слоним-ТВ» и «ОКС-ТВ» (г. Сморгонь), «Волковыск-ТВ).
Такое многообразие в сфере СМИ является гарантией конституционного права граждан нашей страны на свободу слова, получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
В полной мере право на информацию реализуется исходя из того, что деятельность государственных органов, общественных объединений должна протекать публично. Они обязаны в соответствии с их компетенцией давать полную, достоверную и своевременную информацию  о политической, экономической и международной жизни. В этих целях и в Конституции, и в других актах предусматриваются различные права и обязанности субъектов власти. В частности, ст. 84 (п. 13) предусматривает, что Глава государства «обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики».
Освещая наиболее болезненные вопросы в развитии общества, СМИ таким способом информируют население и власть о реальном положении дел в стране, способствуя четкому претворению в жизнь проводимой государственной политики.
Правовое обеспечение информационной политики – важнейшее направление деятельности органов власти, общественных организаций, журналистов. С 8 февраля 2009 г. вместо Закона «О печати» 1995 года действует Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации», который регулирует правоотношения в информационной сфере. Новый закон не допускает цензуры, обеспечивает конституционное право граждан на получение и распространение информации. При этом он впервые законодательно закрепляет принципы деятельности СМИ в Республике Беларусь, а именно: достоверность информации, законность, равенство, уважение прав и свобод человека, многообразие мнений, развитие национальной культуры, соблюдение профессиональной этики журналиста и общепринятых норм морали. Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» не регулирует порядок регистрации и деятельности СМИ, которые распространяются через Интернет.
Указом Президента Республики Беларусь № 65 «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации» определен порядок предоставления государственными органами информации журналистам. Во всех государственных организациях введены должности пресс-секретарей или ответственных за работу со СМИ.
Постановлением Совета Министров № 1625 от 29.10.2008 создан Общественный координационный совет в сфере массовой информации. Это общественный институт, имеющий достаточно широкий спектр полномочий.
Президент Республики Беларусь 1 февраля 2010 г. подписал Указ № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет».
Документ направлен на защиту интересов граждан, общества и государства в информационной сфере, повышение качества и удешевление интернет-услуг, обеспечение дальнейшего развития национального сегмента сети Интернет.
Указ вступил в силу с 1 июля 2010 г.
Таким образом, в современных условиях складывается новая белорусская журналистика. Она обладает следующими основными особенностями.
Во-первых, речь идет о коммерциализации СМИ. Сформировавшийся рекламно-информационный рынок – лишь частично «производное бюджета», во многом он «встроен» и успешно функционирует в рамках общего товарного рынка.
Во-вторых, новое качество медийного рынка связано с появлением новых собственников, развитием политической структуры общества, рождением политических партий и движений, развитием институтов гражданского общества в целом.
В-третьих, возникла конкуренция между различными изданиями, свобода слова, заявленная открыто, вызвала к жизни жесткое идеологическое противоборство, не всегда цивилизованное, особенно в первые годы существования суверенного белорусского государства. Пришло понимание того простого факта, что стабильность, согласие, необходимость действовать исключительно в правовом поле появились со временем, что подтверждает и нынешняя практика деятельности СМИ. К тому же в условиях глобализации усилилась тенденция к слиянию секторов информации и развлечений, именуемая состоящим из двух английских слов новым термином «инфотейнмент», что рассматривается специалистами и многими людьми как еще одна угроза СМИ, поскольку информация зачастую сводится к так называемой «развлекаловке». Подобные СМИ формируют в сознании молодых людей хаотичное представление о реальности, вызывают раздвоение их сознания, что, в конечном счете, через подражание отрицательным героям порождает рост молодежного насилия и иные девиантные и делинквентные явления в обществе.
В-четвертых, со временем пришло понимание правоты слов Президента страны, который не раз заявлял, что «журналистика – профессия государственная». Об этом он говорил и во время открытия нового учебного корпуса факультета журналистики БГУ, преобразованного в Институт журналистики. Речь шла о том, что журналист активно влияет на процессы, происходящие в государстве, формирует общественное мнение. Но раз так, то многократно повышается ответственность и печатного слова, и его автора.
Важнейшим принципом в работе белорусской журналистики должна быть убежденность в том, что свобода и ответственность СМИ зависят не только от финансовых и организационных механизмов.
Свобода и ответственность СМИ начинаются с совести каждого журналиста и должны базироваться на принятых обществом нормах и стандартах честности и порядочности. Этические проблемы необходимо включать в учебные программы, предназначенные для подготовки журналистов.
В-пятых, в журналистику пришли новые технологии, которые существенно изменили как способ подачи материала, его поиск, так и оформление, «подачу», презентацию  читателю. Это и оперативность, и высокая информативность, и собственная точка зрения, как авторов, так и редакции, и постоянный диалог с читателем, в том числе с помощью интернет-ресурсов печатного издания, появление авторских колонок, привлечение широкого круга общественных корреспондентов и т. д. Далеко не случайно аудитория белорусских СМИ сегодня приближается к 100%-ному охвату граждан, которые готовы и в состоянии воспринимать массовую информацию.
В последние годы заметным фактором информационного рынка страны стали региональные издания. Достаточно сказать, что общий тираж областных, городских и районных газет почти равен тиражу изданий республиканских.
Можно констатировать, что белорусские СМИ выдержали испытание перестройкой, постперестроечным периодом. Сегодня  СМИ Беларуси – это основанная на принципиально новых подходах информационной деятельности эффективная система формирования общественного мнения,  обращенная к человеку, гражданину.
Об этом свидетельствует и то, что Беларусь стала площадкой для проведения авторитетных медиафорумов, собирающих журналистов со всех уголков страны и из других государств для обсуждения наиболее актуальных вопросов развития СМИ.
Так, с 8 по 11 июня 2010 г. в Минске прошел V Международный медиафорум «Партнерство во имя будущего». В его работе участвовали около 100 иностранных журналистов из 18 стран.
Существенно изменилось за послед-нее время и аудиовизуальное пространство страны.
Главным информационным источником в Республике Беларусь является в настоящее время Национальная государственная телерадиокомпания, в состав которой входят три телевизионных канала: Первый, «ЛАД», международный спутниковый «Беларусь-ТВ», а также пять областных телерадиокомпаний.
Уже несколько лет новости «подаются» в формате ежечасного вещания, что позволяет без промедления выдавать в эфир самые актуальные новости. Однако определяющий фактор состоит в том, что новостные передачи приобрели новое качество: расширилось информационное пространство, появилась реальная внутренняя конкуренция, родились отечественные аналитические программы, сформировался кадровый корпус журналистов-аналитиков, существенно обновились тематика, подбор новостного материала. Что важно, так это появление областных информационных программ, которые не просто «дополняли» сказанное на региональном уровне, но и «выдавали» оригинальные передачи, для которых были характерны и стилистическое разнообразие, и актуальность, и интерес, стремление к разнообразию в подаче материала, нетривиальные сюжетные построения. Сегодня очевидно, что для многих жителей глубинки обращение к новостным сюжетам местного телевидения сформировавшаяся потребность.
В полной мере сказанное относится и к системе радиовещания. Радио как информационный инструмент является мощным средством формирования общественного мнения. Существенно изменились аудитория радиовещательной сети, ее формы.
Приоритетными для радиовещания являются новостные, информационные блоки. Оперативное освещение важнейших событий в стране и за рубежом – несомненный приоритет, в частности, Первого национального канала Белорусского радио. Выпуски «Навiн» часто выходят в режиме реального времени, появились такие интересные аналитические проекты как «Тэма дня», «Тэма тыдня», «Дыялог», «Палiтыка». В эфир выходят публицистические программы «Беларусь – Расiя», «Час i моладзь».
Обращают на себя внимание культурно-просветительские проекты, социальные и музыкально-информационные передачи. Некоторые структуры белорусского радио успешно работают на зарубежную аудиторию.
Таким образом, становится несомненным, что отечественные средства массовой информации играют важнейшую роль в социальных, экономических, политических процессах и существенно влияют как на общественное здоровье, так и общественное мнение. Все это стало естественным продолжением политики дебюрократизации, повышения качества жизни белорусов, построения государства для народа.



3 комментария по теме “Роль средств массовой информации в отражении проблем, волнующих население

  1. Хорошо когда местные СМИ поднимают местные проблемы.
    Плохо когда местные проблемы поднимают республиканские СМИ.
    Я считаю, что важной проблемой для нашего поселка является заиливание реки Берестовичанки.
    Помню когда то, люди массово купались в озере, а ещё раньше на центральном ставе — там было хорошее место отдыха. Даже лилии белые росли. Все эти озера и ставы имеют свойство зарастать илом и их нужно периодически чистить. Иначе органика разлагаясь, потребляет весь кислород и происходит замор рыбы. Да и в заиленном озере всякая ерунда разводится. Купаться становится опасно. К 500 летию Берестовицы собирались заказать земснаряд из Пинска для чистки озера ,но не хватило денег говорят. Лет 40 назад озеро немного чистили экскаватором – но какая это чистка? Запишут три трактора, а приедет 2. А что два трактора успеют вывезти???? Другое дело земснаряд — ему никаких тракторов не надо. Он просто сформировал бы другой рельеф подавая ил по трубам в болота по берегам и превращая болота в высокий берег. А где этого не нужно — можно было бы ил сложить в бурты и после осенью или зимой вывозить на поля – это ценное органическое удобрение. Вообще-то, надо было бы восстановить всю систему ставов. Когда то, за польским часом их было 17 штук. Ещё в 60-70 годы это было хорошее место отдыха для людей. Даже проводили там массовые гулянья. А после сгнили и обвалились деревянные мостики через ручьи. Дороги стали не только непроезжими но и непроходимыми. И мы имеем то, что имеем. Вырезали пару лет назад панские тенистые аллеи. И все заросло там крапивой. Дамбы размыты. И нет никаких ставов- только тростник да камыш. И все это совсем рядом с районным центром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *