Радуница

Лента новостей

На девятый день после Пасхи православные белорусы отмечают Радуницу — день поминовения усопших. Этот уникальный праздник имеет древние как народные, так и церковные традиции. Значение его в культуре белорусского народа настолько велико, что на государственном уровне этот весенний день объявлен праздничным и нерабочим.

Радуница настолько древний праздник, что происхождение его названия установить достаточно сложно. Ученые выводят его от разных слов, в том числе от общеславянского «род», от мифического бога Рады. В христианской церкви принято считать, что название Радуницы происходит от слова «радость», потому что в этот день, помянув усопших в храме, верующие люди приходят на могилы своих родных и близких, чтобы поделиться с ними радостной вестью о воскресшем Спасителе. Таким образом они разделяют с умершими свою радость и надежду на воскресение.
Самым важным в жизни крестьян было все, связанное с возделыванием земли. Весной начинался новый земледельческий цикл, и Радуница была своеобразной вехой. В некоторых регионах Беларуси существовал запрет на сельскохозяйственные работы до этого дня. Верили, что получить разрешение на работы можно, только выказав особое почтение и уважение умершим, что и происходило во время празднования дня поминовения предков.
У празднования Радуницы издревле сложились отличительные черты. Особенности этого дня зафиксированы в пословице: «На Радаўніцу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць». Утром хозяйки не отходили от печи, готовили все необходимые ритуальные блюда. Ближе к обеду семья наряжалась, брала с собой чистую отбеленную льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца и соль, спиртное. Все складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, потому что люди шли на не совсем обычную встречу.
Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню. На Пасху и в продолжение всей Светлой седмицы в храмах отменяются все заупокойные богослужения, даже отпевание усопших совершается по особому пасхальному чину. Чтобы люди могли помянуть своих усопших родных и близких, разделить с ними духовное торжество воскрешения Господня, на Радуницу в храмах совершают заупокойные богослужения и панихиды, после которых верующие идут на кладбище к могилам своих родных и близких.
К празднику нужно привести в порядок могилы. В некоторых регионах Беларуси на надмогильный крест повязывали особые опознавательные атрибуты, в зависимости от того, кто был похоронен в этом месте: белый венок там, где была похоронена девушка; белый фартук, где похоронена женщина, белый рушник, где похоронен мужчина или молодой человек.
После того как могилы были убраны, вся семья начинала поминальную трапезу. Ритуальный стол располагался непосредственно на могиле, которую накрывали белой льняной скатертью или ручником.
Поминальная трапеза у могил предков на Радуницу — древняя исконно белорусская традиция. Суть обряда заключается в том, чтобы собрать в один круг всех представителей рода — и живых, и ушедших. Он проводился именно на кладбище, так как, по представлениям наших предков, это было не столько местом физического захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с представителями мира Вечности.
Прежде чем приступать к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу в отдельности. Возле креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов: блюдце; стопку со спиртным, закрытую сверху кусочком хлеба; неосвященное красное пасхальное яйцо; кусочек сала или домашней колбасы; одно домашнее печенье; одну конфету; неживые цветы (обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непарность). После всего этого «христосовались» с умершими — хозяйка брала пасхальное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильному холмику. После этого яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), разрезали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапеза начиналась именно с причащения этой долькой исконного символа жизни. Затем самый старший из присутствовавших брал спиртное и наливал в единственную стопку, принесенную с собой. Одну треть налитого он выливал (через руку) на могилу, вторую часть выпивал сам, а последнюю треть оставлял на дне. Стопку снова доливали и передавали следующему из присутствующих. Ритуал повторялся. Так чарка ходила по кругу трижды. В конце оставшуюся на дне треть напитка опять-таки выливали на могилу. На этом останавливались и больше спиртное не пили. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне «слеза») была нацелена на соединение рода, семьи, сохранение живой памяти об ушедших в мир иной. При этом велось много разговоров, воспоминаний.
Обязательными в ходе трапезы были голошения — своеобразные причитания об умерших. Вместе с тем запрещалось голосить о первом умершем ребенке, а также после захода солнца.
Когда ритуал поминания заканчивался, остатки еды крошили и разбрасывали по могиле, часть отдавали нищим.
Вечером многие собирались за праздничным столом и продолжали праздновать Пасху, точнее, устраивали ее проводы, так как одно из названий этого дня — Проводный день, или Проводная Радуница.
То, что традиция отмечать Радуницу сохранилась и в наше время, объясняется душевной потребностью людей не терять связь со своими предками, ощущать себя частью и продолжателями рода. И то, что сегодняшний обряд поминания умерших мало чем отличается от проводившегося столетия назад, — еще одно свидетельство существования преемственности между поколениями.
По материалам БЕЛТА



1 комментарий по теме “Радуница

  1. Праздник языческий, и традиции тоже не христианские, а Вы знаете как Бог относится к этому? Прочитайте в Библии. http://bibliya.in/bibliya/lev#20v27 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *