«Все преходяще, а музыка вечна!»

Лента новостей Человек и его дело

Вы наверняка замечали, что есть люди, встречи с которыми оставляют глубокий след в памяти, которые оказывают влияние на окружающих своей особой внутренней энергетикой, обладают высокими способностями в выбранной сфере, и, наконец, в силу своей активной неравнодушной гражданской позиции движут прогресс, преображают жизнь вокруг. Это в полной мере относится к жителю агрогородка Пограничный Василию Макарчуку – творческой личности, работнику сферы культуры района, внесшему неоценимый вклад в ее развитие, а ныне пенсионеру и активному участнику общественной жизни, к мнению которого прислушиваются местные жители. Василий Михайлович недавно отметил 70-летний юбилей. С каким «багажом» он подошел к своей юбилейной дате, герой нашего материала расскажет сам. Ему слово.

– Обычно в дни юбилеев каждый человек, вспоминая пройденный путь, просматривает старые фото и видеоролики, слушает памятные аудиозаписи. Мне же, кроме этого, вспоминаются те прекрасные, добрые и талантливые люди, благодаря которым мне удавалось добиться творческих успехов.

В первую очередь, это «мама» нашей берестовицкой культуры Анна Никифоровна Геда – мудрый и доброжелательный начальник и наставник, интеллектуальный и высоконравственный заведующий отделом культуры райисполкома. Только благодаря ей в Пограничном появилась музыкальная школа и школа искусств.

Под руководством Анны Никифоровны я начинал работу в Пархимовцах, где мне удалось добиться наибольших успехов. Колхозный хор неоднократно занимал призовые места в районе, а с моей песней «Берестовитчина моя» занял первое место.  Вокально-инструментальный ансамбль «Мара» через четыре месяца после создания победил на районном смотре, причем участниками ансамбля были трактористы и комбайнеры. Я всегда был противником подстав, когда за самодеятельные коллективы выступают полупрофессионалы из музучилища и культпросветучилища.  Поэтому наш молодежный фольклорный ансамбль «Спадчына» занял в области второе место, уступив лишь знаменитым «Лявонам», в составе которых – преподаватели детской музыкальной школы.  «Спадчына» пять раз выступала на гродненском телевидении, два раза – с трансляцией на республику.  В те годы ни один концерт в районе не обходился без пархимовских самодеятельных артистов. С теплотой и любовью вспоминаю лучших из лучших – Нину Богуцкую, Люду Борисик, Зою Юрчик, Валеру Седляревского, мальчиков из Пархимовского детского духового оркестра Олега Затовку, Андрея Белевича, Гену Шкирутя, Колю Сытько и многих других.  Теперь они взрослые солидные мужчины. Огромную неоценимую материальную и моральную помощь оказывал нашим артистам председатель колхоза Анатолий Иванович Чешейко.

В те годы меня часто просили подготовить к областным смотрам творческие программы для училищ, райбольницы и других организаций и учреждений.  Наиболее интересно и плодотворно строилась работа с медиками. Когда в хоре участвуют высокообразованные, интеллектуальные, тонко чувствующие музыку люди – это окрыляет. Мне удалось вдохновенно распеть их на четыре голоса и добиться прекрасных результатов. К примеру, на очередном смотре жюри особенно поразил  вокально-инструментальный ансамбль, в котором на гитарах играли берестовицкие доктора. А на областном смотре в Свислочи местные зрители возмутились, когда увидели в исполнении наших медработников сценку «Вячорки», заявив, что так играть могут только профессиональные актеры. Я же всегда и всем говорил и говорю – самые талантливые люди живут на Берестовитчине.

Я мечтал создать в районе мужской хор, ведь положительный опыт этой работы у меня уже был. В 1967 году мне удалось собрать мужской хор из работников райсельхозтехники в городе Дзержинске по   поручению местного отдела культуры. Хор настолько понравился зрителям, что нас тогда пригласили выступить на праздничном октябрьском концерте.

С тех пор я грезил мужским хором. Был у меня опыт работы с такими хорами и в армии, и в техникуме физкультуры, где я учился по специализации «плавание», но самый мой любимый – это мужской хор Берестовицкого ПТУ.  Это нужно было слышать и видеть, с каким вдохновением ребята – мастера производственного обучения – пели «Москва за нами»! Поневоле начинаешь верить – враг не пройдет.  Кстати, хор пел под аккомпанемент духового оркестра, состоявшего также из работников училища. И до сих пор у меня вызывает восхищение то, что люди, не владеющие музыкальной грамотой, настолько быстро и качественно смогли освоить музыкальные инструменты, что на праздничные демонстрации колонна коллектива ПТУ с гордостью шагала под звуки марша в исполнении собственного духового оркестра.

Следующей и самой важной страницей моей биографии стал поселок Пограничный, куда я переехал по приглашению руководства местного колхоза и с одобрения районного отдела культуры.  Практически везде, где  работал, я начинал с создания хора, вокально-инструментального ансамбля и духового оркестра. И опять же, благодаря добрым и отзывчивым людям, которые окружали меня, удавалось достичь определенных успехов. Хор из Пограничного через полгода вышел на третье место в районе, вокально-инструментальный ансамбль активно выступал на концертах, детский духовой оркестр уже через три месяца играл на августовском районном педсовещании, а через полгода победил на районном смотре и регулярно осуществлял музыкальное сопровождение на майских и октябрьских праздниках в Берестовице. Фольклорный ансамбль пригласили выступить на областном телевидении, а через некоторое время – в польский Грудэк. В дальнейшем мы выступали у польских соседей неоднократно. В этом успехе немалая заслуга руководства и администрации колхоза – Антона Игнатьевича Поповского, Леонида Антоновича Курганского, Нины Саввовны Андрушевич и других.

Самым же главным делом моей жизни стало открытие, становление и развитие музыкальной школы в Пограничном, преобразование ее в школу искусств и переход в новое здание.  С благодарностью вспоминаю преподавателей и техперсонал нашей школы, только благодаря им школе удалось добиться таких результатов. Я горжусь тем, что почти за двадцать лет руководства школой мне посчастливилось работать с этим коллективом и ни разу никому не объявить даже выговор. Мы за эти годы не получили ни одной жалобы ни от родителей, ни от детей, ни от преподавателей.  У нас, наверное, единственных в республике, было открыто четыре отделения – музыкальное, художественное, хореографическое и театральное. Особая благодарность Людмиле Владимировне и Василию Александровичу Артамоновым за организацию художественного отделения, украшение и облагораживание всей школы.

Коллектив усиленно поддерживал меня в борьбе за новое помещение для школы. Добиваясь собственного здания, пришлось посетить даже Администрацию Президента и Верховный Совет.   Несколько лет мы работали в здании Пограничной средней школы. Наши школы плодотворно сотрудничали. Достаточно напомнить, что восемнадцать лет назад учебный год начинался и заканчивался под звуки нашего детского духового оркестра. На общешкольном родительском собрании ежегодно проводился конкурс детской песни «Утренняя звездочка», о котором неоднократно рассказывалось в районной газете. К счастью, усилия наши закончились торжественным открытием нового помещения, на котором присутствовали гости из района и области, в том числе и гродненское телевидение. Огромная благодарность за такой подарок Аркадию Ивановичу Карпутю.

 

Около двух десятков наших выпускников продолжили обучение в учебных заведениях культуры, а двое из них возвратились работать преподавателями в родную школу. Выпускница Ирина Шидловская с успехом окончила Академию музыки в Минске и стала известной исполнительницей.

Выпускница Пограничной школы искусств Ирина Шидловская

Отдельная, непростая, страница в жизни связана с инициативой построить храм в Пограничном. Поначалу не все было гладко, пришлось даже несколько раз побывать на приеме у митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. О нашей борьбе за строительство храма на протяжении 28 лет можно написать целую повесть. Но благодаря нашему новому священнику отцу Сергию удалось преодолеть раскол среди верующих и приступить к строительству храма. К слову, вместе с отцом Сергием на базе школы искусств, при поддержке райисполкома и отдела культуры мы открыли духовно-просветительный Центр имени Евфросинии Полоцкой, в котором немало было сделано для просвещения прихожан и местного населения, а также воскресную школу.

Самые яркие мои музыкальные воспоминания –  запись ВИА «Юность» Берестовицкого Дома пионеров на республиканский детский конкурс, затем нас пригласили в Минск на телевидение для записи на передачу «Новогодний хоровод».  Не забыть и выступление ВИА «Мара» в Литве, когда наше исполнение было поддержано аплодисментами многотысячных зрителей.  А еще в памяти 1987 год, когда мне поручили подготовить финальный номер на юбилейный октябрьский районный концерт. Удалось собрать три хора, с которыми я работал, и под аккомпанемент двух моих духовых оркестров и пионерок-барабанщиц из Пограничного прозвучала «Красная гвоздика». Весь зал тогда стоя аплодировал и пел вместе с нами.

Не всегда и не все в жизни было так благополучно. Встречались и недопонимание, и    склоки. Стало подводить здоровье – гипертония, обширный инфаркт, инсульт и другие напасти.  Трижды реанимация, дважды реабилитация в Гродно, инвалидность без права работать… И только благодаря семье мне удалось все пережить. Поддерживали меня и участницы нашего церковного хора с которыми мы служим в  церкви много лет. Но как сказал «Маэстро» – персонаж Леонида Быкова из знаменитого фильма «В бой идут одни старики» – «Все преходяще, а музыка вечна.  Будем жить!»

 

К печати подготовила Светлана Гончарова. Фото автора и из семейного архива Василия Макарчука    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *