10 Заповедей: Творить их по любви к ним

Лента новостей

Если спросить нашего современника, что ему больше всего не нравится в религии, то ответ будет один: запреты, и, как правило, запреты на то, что нередко очень хочется человеку. Однако, действительно ли запрет является главным жизненным нервом христианства?

Ответ лежит на поверхности. Достаточно открыть Священное Писание, что бы увидеть то, что Бог ничего не запрещает, но даёт Заповеди. И все многочисленные: ни убий, не укради, не прелюбосотвори, не завидуй, лишь свидетельство Бога о том, чего делать не следует. Заповедь и запрет – эти понятия сегодня отождествили. И не здесь ли сокрыт корень всех наших проблем. Мы привыкли искать свободы, свободы от любых ограничений и запретов, и в этом полагаем абсолютное условие нашего счастья. Но так ли это было всегда, или это ещё один популярный миф, придуманный кем-то неспроста?

Первозданный рай является гармонией юного мира, в который человек вводится как хозяин. Ничто не препятствует человеку, всё творение смотрит с восторгом и ожиданием. Если сейчас так хорошо, то как же станет прекрасно, когда человек своей творческой любовью превратит в рай всю вселенную. Да, он юн и неопытен, но разве для чистого сердца, не знающего зла и греха, напрямую беседующего с Самим Творцом, нужен опыт? Но если маленького ребёнка обложить мягкими подушками, то как он научиться ходить? Станут ли развиваться его мышцы, когда сопротивляться нечему? Именно с такой же целью Бог помещает в Раю древо познания добра и зла. Нет, не для того, что бы Адам с завистью взирал на прекрасный и ароматный плод. В Раю было полное изобилие всего того, чего только он мог пожелать. Но должна быть отправная точка, отталкиваясь от которой, он устремлялся бы к ещё большему совершенству, увлекаясь Божественной красотой, а не собственным произволом. Адам не знал, что такое страдание и смерть, но своим умом, который с лёгкостью проникал в суть самих вещей, осознавал, что основание всего райского блаженства – Бог. И когда Бог заповедал ему не вкушать от запретного древа, предупредив о немедленной смерти, Адам вовсе не был напуган. Он понял, что есть только два центра: Бог и он сам. Если делать так, как говорит Бог, всё будет так, как сейчас, с каждым мгновением всё лучше и совершеннее. «А если иначе, а если я сам – меня ждёт смерть и неизвестность?», – думал Адам. Но первого человека эта мысль не отягощала. Выполнять заповедь для него не составляло никакого труда, до того момента, когда между ним и Богом появилась жена, уже нарушившая запрет…

Много времени утекло с тех пор, много зла разлилось по земле, много человеческой заразы греха отравило мир, пока Бог не заключил с еврейским народом Завет: «Если вы будете меня слушаться, Я буду вашим Богом, и выведу из плена смерти и греха, который сами одолеть вы не в силах». И вот на горе Синай Бог вручает Моисею десять заповедей, написанных на каменных скрижалях. Но почему в них так много «не»? Потому что мы давно уже не в Раю. И человеческой злобе нужно было поставить чёткие приделы, чтобы сохранить хоть какой-то живой остаток. То, что выходит за эти границы должно пресекаться, порой жестоко, почти всегда бесповоротно. Иначе одержимого злом не остановить.

Ветхозаветные заповеди поставили предел для греха, но само зло не уничтожили. Мир ждал спасителя. Крестной смертью и воскресением Христа произошел прорыв из плена одержимости грехом. Теперь всякий крещённый и верный Христу оказывается в Христовом воинстве, во главе которого Победивший смерть и диавола. Поэтому Новозаветные Заповеди звучат совсем по-другому. Здесь уже нет запретов, одни лишь призывы к совершенству. Обрети радость смирения, и ты не можешь не быть счастливым. Откопай в глубинах твоего сердца кротость и обретёшь весь мир. Сделай твоё сердце кристально чистым, и в нём не может не засиять Божественный свет. Открой своё сердце боли и скорби других, и оно озариться радостью любви. Отбрось от себя жажду мести и сладость обиды, и твоё сердце ещё здесь на земле будет обиталищем Святого Духа, чертогами Христа. Одним словом, отдай всего себя Богу и ближним, полюби даже своих врагов и дыхание Райского блаженства снова наполнит твою жизнь.

Божественные заповеди можно выполнять, боясь наказания, которое всё-таки постигает грешащего. И это хорошо. Страх — как узда для греха. Разве не лучшее лекарство от беззакония? Но есть и другой, более высокий путь. Видеть в заповедях условия духовного возрастания, лестницу восхождения от грешной и преходящей земли к святости вечных небес. И это вдохновляет больше, чем боязнь оказаться в аду. Однако есть ещё более совершенный путь исполнения заповеди – творить их по любви к ним. Потому что выше, чище и благороднее их нет ничего.

отец Сергий Савенок, иерей, священик храма Святителя Николая Чудотворца г.п.Берестовица

Жыць згодна з Богам

У Бібліі, Новым Запавеце, мы чытаем аб маладым чалавеку, які прыйшоў да Езуса і задае пытанне: “Настаўнік, што добрага я павінен зрабіць, каб мець жыццё вечнае?” (М, 19, 16-19)

Адказваючы на гэта пытанне, Езус найперш нагадвае аб неабходнасці прызнання Бога за “адзінае Дабро” і за крыніцу ўсякага дабра. Потым Езус сказаў яму: “Калі хочаш дасягнуць вечнага жыцця, трымайся запаведзяў”. Езус Хрыстос пералічвае гэтыя запаведзі і завяршае іх у пазітыўным ключы: “Любі бліжняга, як самога сябе”.

Кожны хрысціянін ведае гэтыя запаведзі: гэта запаведзі Божыя, іх дзесяць. Прыпомні іх сабе, чытач, таксама. Бо кожны хрысціянін прызваны браць прыклад з Месіі, Езуса Хрыста, а пайсці за Езусам – значыць, выконваць запаведзі, ці дэкалог.

Слова “дэкалог” літаральна азначае “дзесяць слоў”. Як чытаем у Катэхізісе Каталіцкага Касцёла, гэтыя “дзесяць слоў” Бог адкрыў свайму народу на святой гары. Напісаў іх “сваім пальцам”, у адрозненне ад іншых правілаў, запісаных Майсеем. Яны з’яўляюцца словамі Божымі з асаблівым значэннем. Бог, выказваючы сваю волю, аб’яўляецца свайму народу. І традыцыя Касцёла, верная Святому Пісанню і ідучая за прыкладам Езуса, заўсёды надавала дэкалогу першасную ролю і значэнне.

Дзесяць запаведзяў выражаюць патрабаванне любові да Бога і бліжняга.

Тры першыя адносяцца больш да любові да Бога, а сем наступных – любові да бліжняга, а ўсе разам складаюць адно цэлае.

Пераступіць праз адну запаведзь – значыць, парушыць усе астатнія (ліст Св. Якуба 2, 10-11).

Нельга паказваць павагу да іншага чалавека і разам з тым абражаць Бога, яго Стваральніка. Нельга таксама пакланяцца Богу, не любячы ўсіх людзей, яго тварэнняў.

Дзесяць запаведзяў з’яўляюцца нязменнымі і абавязковымі заўсёды і ўсюды. Ніхто не можа ад іх адступаць. І тут паўстае пытанне, якое задаюць многія людзі: ці можна жыць згодна з запаведзямі сённяшнім часам? Магчыма, некаторыя адразу адкажуць: “Немагчыма!” Але калі я чую такі адказ, адразу ўспамінаю жыццё Святой Маці Тэрэзы з Калькуты, якая памерла не так даўно (у 1997 годзе). Святая Маці Тэрэза жыла ў сучасным свеце і магла карыстацца здабыткамі цывілізацыі. Аднак яна разумела і другога чалавека, поўнасцю прысвяціла сябе працы для бедных, дапамагала хворым, паміраючым і пакінутым дзецям. Яна змагла так арганізаваць сваю дзейнасць, што і сёння яе справа працягваецца. Місіянеркі Любові і далей арганізоўваюць у Індыі і па ўсім свеце дзіцячыя прытулкі, дамы для хворых і паміраючых.

Нельга забываць і пра бласлаўлёнага Яна Паўла II, які, як мы ўсе ведаем, жыў штодзень Божымі запаведзямі. І такіх прыкладаў можна прывесці мноства. Таму я ўпэўнены, што жыць згодна з Божымі запаведзямі можна ў любы час. У сённяшнім свеце, свеце вялікіх кантрастаў, багацця і галечы, толькі захоўванне запаведзяў не дасць загубіцца чалавеку. Бо Божыя запаведзі з’яўляюцца ўказальнікамі нашых паводзін, і ад кожнага з нас залежыць, ці пойдзем мы гэтай дарогай, ці застанёмся надалей у нашай духоўнай ляноце, нічога не змяніўшы у сваім жыцці.

а.Анджэй Іадкоўскі, місіянер, вікарый касцёла Перамянення Гасподняга г.п.В.Бераставіца



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *