Путь к «совершению Пасхи, истинному откровению»

Лента новостей

Каждую весну бывает Великий пост, и каждый раз мы отправляемся в духовное путешествие, цель которого—Пасха, «Праздник из праздников». Для чего мы постимся, и так ли обязателен для христианина пост?
Первая заповедь, данная Богом человечеству, — о посте. Она была необходима людям в раю до грехопадения и тем нужнее стала после изгнания из рая. Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет.2,21), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в Святую Четыредесятницу.
В чём польза поста?
Пост имеет такую силу, что может обуздывать неукротимые страсти, погашать пламень зависти, раздражительности и гнева, истреблять величавую надменность, уничтожать мечтательные тщеславные помыслы, угашать огонь сладострастия, удерживать все чувства — зрение, слух, осязание и обоняние.
Вторая польза от святого поста состоит в том, что он окрыляет душу и делает её способной к молитве и небесной мудрости.
Третья польза поста в том, что через него мы совершаем служение Богу и соблюдением его воздаём Богу должную Ему почесть.
Четвёртая польза, происходящая от поста, в том, что он служит лишь малой данью Богу за грехи, совершённые нами и умилостивляет Его праведный гнев.
Пятая польза от святого поста в том, что он вменяется в добродетель, и через него испрашиваются блага временные и вечные.
К сожалению, часто даже у тех, кто считают себя христианами, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности. Пост рассматривается ими как дело, опасное для здоровья, как пережиток из старой обрядности, с которым пора покончить. А потому стремятся они в посты обильно питать своё тело скоромной  пищей. В результате чаще других и страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов. Медиками замечено, что самая высокая смертность у тех, кто любит сытно поесть. А ведь грех чревоугодия один из семи смертных грехов! Чем больше мы питаем и холим своё тело, тем труднее душе, тем тяжелее и равнодушнее она становится.
Посты соблюдают далеко не все, зато сегодня очень модны «голодания» и «чистки организма». Сколько методик предлагают всевозможные целители! Только любой врач скажет вам, к каким тяжёлым последствиям они, как правило, могут привести.
Самое безопасное для души и для тела держаться общих церковных норм и традиций. Вкушая пищу, не будем забывать помолиться перед её принятием и осенить крестным знамением всё, что находится на столе. А после—поблагодарить Бога за то, что дал нам её. Как говорил св.Иоанн Дамаскин: «Стол, где не бывает никакого воспоминания о Боге, ничем не отличается от стойла животных».
У святых отцов Церкви мы не находим поучений, а тем более методик голоданий и чисток организма. Зато в Православной Церкви есть строгая и стройная, выверенная тысячелетиями система постов, которые начинаются в определённые дни года. Но нужно помнить, что истинный пост—не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.
Пост телесный без поста духовного ничего не даёт душе, это—просто диета.
О духовном пощении
Если мы постимся только телом, но не постимся душой, какая нам польза от этого? Нет пользы, если живыми остаются в душе страсти.
Если пост телесный подразумевает ограничение в пище, простоту пищи и редкий приём её, то в чём же душевный пост? В ограничении внешних впечатлений—информации, которую мы привыкли получать в больших объёмах, контролем над ней. Важно исключить то, что раздражает страсти. А ещё больше нужно пребывать в уединении, молчании, размышлении о своих грехах и стремлении к главной цели поста – к покаянию.
Как постились наши предки?
На Руси люди православные всегда отличались строгим воздержанием во время Великого поста. Об этом свидетельствуют слова летописца: «В Великий пост питаются редькою, капустою и хреном; вареное мясо едят в субботы и недели (воскресенья); от рыбы воздерживаются всячески, кроме Благовещения и недели Ваий. Благоговейнейшие постятся за грехи свои строже; только хлеба кусок съедают пополудни, обмакнув его в пепел. А монахи, неравно мирским, всегда, когда постятся, съедают только кусок хлеба с водою в сутки…» Послабления в Древней Руси не допускались. Даже люди высшего сословия являли пример строгого воздержания: царь Алексей Михайлович (Романов) в понедельник, среду и пятницу в течение каждой седмицы Великого поста ничего не ел, а в остальные только обедал. При общественных бедствиях Церковь налагала на всех трёхдневный пост, не делая исключений даже для детей.  Много и других примеров.
Каждый должен знать меру свою, помнить, что пост—не смирительная рубашка. Пожилые люди, больные, дети (до 14 лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого поста. Однако о мере послабления следует посоветоваться со священником. Ослабление ж поста Церковь советует вознаградить внутренними чувствами сокрушения о грехах своих.
протоиерей
Вячеслав Бочаров,
настоятель храма в честь
великомученика Дмитрия
Солунского д.М.Берестовица.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *