Любимое дело берестовичанина Виктора Сороки стало работой

Лента новостей Человек и его дело

На одном из сайтов для предпринимателей написано, что «выстреливают» всего 3 из 100 стартапов, а предприниматель проваливается 6 раз, прежде чем запустить успешный бизнес. Очевидно, что статистика далеко не на стороне тех, кто открывает свое дело. Но сегодня мы познакомимся с человеком, который смог, не испугался трудностей и сейчас уже пятый год работает на себя – Виктор Сорока, молодой предприниматель из агрогородка Макаровцы, нашел себя в сфере сельского хозяйства.

— Первый опыт работы на земле, — говорит Виктор, — наверное, как у всех, был в детстве на родительском огороде. Но там, признаюсь, особого энтузиазма у меня не было. Когда все играют в футбол, а у тебя на очереди очередная прополка или копка картошки — удовольствие тут спорное.
Интерес к растениеводству появился благодаря урокам биологии. Я учился в Макаровской средней школе, у нас была самая лучшая учительница – Алла Александровна Кветковская. Я обожал ходить на ее уроки! Когда пришло время выбирать профессию – долго не думал. Поступил в Гродненский аграрный университет, на факультет агрономии.
Мой диплом для меня не просто «корочка». В аграрном университете очень грамотные преподаватели, которые требовали от студентов действительно много. Учились мы на совесть. За эти годы я получил крепкую базу знаний, старался проявить себя на практике. Многое почерпнул на отработке после окончания университета в РУСП «Массоляны».
Идея открыть свое дело зрела давно. Свой бизнес – это принципиально новый уровень ответственности за свою жизнь. Решился сразу же, как почувствовал, что достаточно ориентируюсь в своей сфере.
С большой благодарностью вспоминаю первые шаги: моими главными помощниками и кредиторами стали мама и папа.
Вначале у нас были только ручные инструменты для работы, мотоблок, машина и 10 соток клубничной плантации, на которых и проходили наши основные эксперименты. Пробовали раз­ные технологии выращивания сортов клубники. Это для меня было самое ценное и интересное время, первые шишки набиты именно там. Набравшись опыта, я с каждым годом вводил по 30 соток земли, пополнял свою «коллекцию» новыми сор­тами.

Почему клубника?
Здесь все просто: если основной овощ­ной продукцией рынок насыщен, а местами перенасыщен, то ягоды местного производства мало. Но нужно понимать, что клубника – культура капризная и затратная. В первую очередь для клубники нужен хороший полив. Я использую капельный. Это достаточно дорогая технология, плюс ко всему нужно купить кучу оборудования — каждый начинающий должен быть к этому готов. К примеру, первые два года я почти не имел никакой прибыли, только вкладывал деньги на развитие. К тому же любому предпринимателю необходимо определиться со стратегией развития на пару лет вперед, наработать клиентскую базу (а это процесс совсем не быстрый), разобраться, как устроен розничный и оптовый рынок, понять основы бухгалтерии – это каркас жизнеспособности вашего дела.
А главное – это запастись терпением и смириться с тем, что ошибки все равно будут. И здесь важно верить в свои силы и не опускать руки. Ругать тебя некому, если сделаешь что-то не так, то потеряешь свое время и деньги. А это жесткая и очень действенная мотивация.
От подготовки
до прилавка
Для начала нужно найти подходящий участок. Я присматриваю для своих плантаций пустующие земли. Чтобы оформить на себя землю, нужно обратиться в сельсовет и землеустроительную службу райисполкома. Конечно, придется пово­зиться с бумагами, на процесс подготовки документов может уйти не один месяц. Если вдруг возникают сложности при оформлении, то местные власти охотно идут на помощь.
Ну и дальше на земле нужно наводить порядок: убрать камни и мусор, раскорчевать кустарники и деревья, избавиться от многолетней сорной растительности, при необходимости осушить участок и внести удобрения, а уже потом провести посадку клубники.
Да, процесс трудоемкий и выматывающий, но как потом приятно смотреть на ухоженную плантацию, которая дает качественный урожай! Это как писать картину – чувствуешь себя немножко художником.
Сейчас работы много – для клубники самый сезон.
У меня 85 соток ягодных плантаций, на них выращиваю 13 сортов клубники. Есть и питомники, где я получаю посадочный материал для обновления плантаций и на продажу.

На мой взгляд, я перешел к одному из самых эффективных способов выращивания ягоды в открытом грунте — на грядах. Понимаю, что потолок в развитии еще не достигнут, но все же меня радуют эти результаты.
Мой любимый сорт клубники – Азия. Вырастают красивые крупные и сладкие ягоды. Пока что рекордсмен – клубника весом в 177 грамм, она выросла в форме сердца и размером была на целую ладонь.
В работе для меня главное – оценка покупателя. На рынке многие не верят, что такую большую и красивую клубнику у нас можно вырастить. Так что еще борюсь с укоренившимся мнением, что «если красивая, значит не наша». Мне нравится рушить эти стереотипы и удивлять. Тогда крылья за спиной вырастают, и хочется работать еще больше.

Маленькие детали
большого пазла
Честно могу сказать, что мне повезло. Мне есть у кого подсматривать и учиться. На гродненских рынках продукцию из Берестовицкого района очень ценят. Большая часть так называемого «берестовицкого бренда» сконцентрирована в Макаровцах и окрестностях. Здесь много средних и крупных личных подсобных хозяйств.
Люди, которые живут здесь, умудряются с клочка земли получить максимальную прибыль. Такое грамотное отношение к производству – большой талант. Перед глазами живые примеры, которым хочется соответствовать.
С коллегами-предпринимателями такого понятия, как конкуренция, у нас нет: никто информации не жалеет, делимся опытом, помогаем друг другу советом и делом. Даже кооперируемся, чтобы что-то приобрести из техники и расходных материалов, а это неплохая экономия. Да и бояться нужно не местной конкуренции, а заграничной, которая, если заполонит рынок, то будет диктовать свои условия. Тогда сложно будет всем.
Я сам убедился, что в деревнях есть вполне реальные возможности для развития своего дела. Но почему-то сельское хозяйство мало кому интересно, люди уезжают из села. От этого становится грустно. Кто тогда будет производить продукцию? Да, она может поступать из-за границы, или из других уголков Беларуси, но это большие расходы на транспортировку, которую включат в стоимость вашего товара. Разве кому-то хочется за это переплачивать?
За такими рассуждениями понимаешь, что ты маленькая, но все же важная деталь большого экономического пазла. Ведь производственная безопасность всей страны держится не только на крупных фермерских хозяйствах, но и на мелких производителях, которые отдают всю душу своему делу.
Юлия ПРЕДКО, фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *