Капитан-артиллерист Евгений Богуцкий из Большой Берестовицы служил в Афганистане

Лента новостей Общественные объединения Общество

15 февраля в Беларуси вспоминают воинов-интернационалистов, принимавших участие в афганской войне 1979-1989 годов. Как бы мы не оценивали события тех лет, но солдат и офицеров, с честью выполнивших свой интернациональный долг и прошедших через все ужасы войны в Афганистане, мы не имеем права забывать. Ведь только они, пережившие войну, могут правдиво рассказать о ней, предостеречь от повторения подобных трагедий, научат уважать свою страну и ценить мир.

Большинство воинов-интер­националистов из нашего района попало в Афганистан во время прохождения срочной военной службы. А вот капитан Евгений Богуцкий из Большой Берестовицы провел там два года, командуя артиллерийской бригадой. Он был уже не совсем юным парнишкой, до этого проходил службу в Германии и Молдавии, но с боевыми действиями он так же, как и его подчиненные, впервые столкнулся в этой стране.
— Родился я в деревне Третьяки в 1952 году, — рассказывает Евгений Владимирович. – Окончил начальную школу в Третьяках, потом четыре года учился в Гольнях, а последние два года — в Больших Эйсмонтах. У меня с детства была мечта стать военным, поэтому после окончания школы я поступил в Ленинградское высшее артиллерийское командное училище. В Ленинграде училось несколько ребят из моей деревни, вот и я тоже решил туда поехать. В 1974 году окончил училище и был направлен на службу в Германию, пять лет служил в артиллеристских войсках в городе Нойштрелиц. Потом было еще пять лет службы в Молдавии, в городе Тирасполе. А уже в 1985 году меня направили в Афганистан, я провел там два года и один месяц.
Я интересуюсь у Евгения Богуцкого, каким впервые предстал перед ним Афганистан?
— Меня очень впечатлили горы, — делится воспоминаниями мой собеседник, — раньше я их видел разве что на фото и рисунках, ну и еще по телевизору. А там увидел воочию, они были вокруг, ведь горные цепи проходят через большую часть Афганистана, высокие хребты чередуются с долинами, расположенными между ними. И климат там совершенно другой: в Афганистане он резко континентальный: днем жара, до +60 по Цельсию, а вечером, чуть солнце спряталось – сразу холодно, еще в долинах не так, а в горах мы просто замерзали. Батарея, которой я командовал, размещалась в Шинданте. Когда мы прибыли, палаток, с которых начинали первые части, уже не было. Были построены модули, напоминающие финские домики, там жили офицеры, а солдаты – в казармах. Это был такой своеобразный военный городок, там почти вся дивизия стояла. А когда выходили на боевые задания, выезжали в горы, чаще всего в самое страшное место – Кандагар, он был в зоне ответственности нашей дивизии.
Как самые тяжелые моменты, вспоминаю марши. Представьте, весь в пыли, рот забит песком, сойти с БТР нельзя, потому что все вокруг натыкано минами. И нестерпимая жажда. Воду мы возили с собой, и самое страшное, если она заканчивалась. Сырую воду из источников пить было нельзя, она часто бывала отравлена. Поэтому воду нам привозили после того, как ее очищали специальные машины. С местным населением мы вообще старались особо не контактировать, только с афганскими правительскими войсками.
Евгений Богуцкий был командиром батареи, под его руководством находилось 64 человека. За время службы у него насчитывалось 29 боевых выходов. За одну из последних боевых операций он был награжден орденом Красной Звезды.
— Тогда многих наградили, не только меня, — скромно замечает офицер. – Я же сам не стрелял, я корректировал огонь артиллерии. К примеру, моя батарея стоит здесь, а я нахожусь за несколько километров, откуда хорошо видно «духов». Максимальная дальность выстрелов гаубиц достигала порядка 15 километров, поэтому и мой наблюдательный пункт мог размещаться примерно на таком же расстоянии. У меня была связь с батареей, и я корректировал огонь. «Душманы» бьют по нам, а я их засекаю, и уже туда направляется море огня. Снарядов не жалели…
Евгений Владимирович признается, что в Афганистане было очень тяжело морально, ведь все-таки война есть война.
— Идешь и понимаешь, что в любую минуту тебя может снять снайпер, – вздыхает капитан Богуцкий. – И хоть за все время в Афганистане, пока я был командиром батареи, потерь в ней не было, только два человека получили ранение, но смертей видел много. А это, действительно, очень страшно, ведь афганцы-«душманы» часто не просто убивали наших ребят, а еще и издевались над трупами, отрезали все, что можно…
Растревожив память тяжелыми воспоминаниями, Евгений Богуцкий замолкает. Понимаю, что коснулась того, о чем воины-интернационалисты предпочитают не рассказывать. Поэтому возвращаемся к мирной жизни…
После Афганистана капитан Богуцкий заканчивал службу в Слуцке, там же получил квартиру. Но потом заболела его мать, и чтобы быть к ней поближе, он с семьей перебрался на малую родину, купив квартиру в Берестовице. Так с 1998 года и живет в нашем райцентре.
С ребятами, с которыми служил в Афганистане, он до сих пор поддерживает отношения, а также с воинами-афганцами из нашего района. Раньше ходил на все их встречи, а теперь здоровье подводит, очень сильно болят ноги, поэтому не всегда получается.
— По молодости думал, что износа организму не будет, очень охоту любил и футбол, а сейчас видно, все боком выходит, — вздыхает Евгений Богуцкий. – Да и Афганистан свой след тоже оставил…
О необходимости той войны, Евгений Владимирович, комментариев давать не стал. Он только подчеркнул, что важно, что сам выжил и вернулся домой, а еще важнее то, что у него получилось сберечь жизни своих подчиненных. А это ценнее любой награды.
Ирина МИКЛАШ,
фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *