Если произошел конфликт…

Лента новостей

1В этом тематическом выпуске открываем новую рубрику «Психологическое здоровье». Наша жизнь многогранна и сложна, и мы тоже очень разные. Поэтому ежедневно оказываемся в тех непростых ситуациях, когда приходится составлять или менять свое мнение о тех, кто рядом, да и в своем характере, поведении открываем все новые грани. В общем, так или иначе, ежедневно приходится делать выбор: в отношении к людям, в своих решениях и поступках. И если он, этот выбор, неверный, это может повлечь за собой череду нежелательных последствий, в том числе и в плане нашего психологического здоровья, под которым подразумевается не только душевное, но и личностное здоровье человека, умение четко оценивать ситуацию, правильно действовать…
Так что выражение «век живи – век учись» никогда не тратит своей актуальности. А советы по разным жизненным ситуациям – своеобразные подсказки на каждый день, способные изменить нашу жизнь к лучшему – в новой рубрике будут давать психолог УЗ «Берестовицкая центральная районная больница» Светлана Чекмарева и психотерапевт этого учреждения Екатерина Климович.
Сегодня поговорим о нашем общении с коллегами по работе и – в социуме. И прислушаемся к советам, которые дает по этому поводу психотерапевт Екатерина Климович:

– Работа занимает третью часть жизни человека, поэтому очень важно с радостью идти на нее и уходить с чувством выполненного долга. А чтобы так было, в коллективе должны царить уважение и понимание. От конфликта не застрахован никто, тем более на работе. В трудовом процессе часто имеет место столкновение интересов и мнений, особенно на почве стрессовых ситуаций. Например, во время проверок, итоговой отчетности, каждый работник хотя бы раз сам был участником такого конфликта или наблюдал его со стороны. Тем не менее, многих конфликтных ситуаций можно было бы избежать. Главное – найти правильный способ действий в каждой конкретной ситуации.Только такое поведение поможет сохранить и психологическое, и физическое здоровье.
Итак, существуют определенные правила, придерживаясь которых вы без труда осилите любую конфликтную ситуацию на работе.
Правильно выбирайте место работы, т.к. многие конфликты возникают по причине того, что работника не устраивает маленькая зарплата, отсутствие карьерного роста.
Знайте свои обязанности. Конфликты часто возникают, когда работник неправильно понимает свои должностные обязанности. Или кто-то из коллег нагло пытается спихнуть на него свою работу. Но, как говорится, «хочешь всех разозлить — действуй в рамках инструкции». Поэтому не исключается периодическая помощь коллегам в их работе, периодическое выполнение просьб начальства «сделать то, что в прямые обязанности не входит». Здесь важно не допустить, чтобы вам сели на шею и уметь мягко отказывать.
Умейте слушать чужие точки зрения. Нередко конфликты возникают именно из-за несовпадения точек зрения коллег по тому или иному рабочему вопросу. Важно уметь выслушать того, чье мнение отличается от вашего.
Не давайте повода для конфликта: исключите опоздания, грубость, хамство со своей стороны.
Не участвуйте в сплетнях.
Если все-таки конфликт случился, не пытайтесь отплатить той же монетой. Холодной вежливости будет достаточно. С другой стороны, это не значит, что нужно терпеть прямые оскорбления. Если коллега переходит все границы, вам нужно спокойно ответить что-то вроде: «Извините, Мария Ивановна, я не могу продолжить с вами беседовать в подобном тоне. Я готова продолжить после ваших извинений». Подобная фраза поставит обидчика в тупик, так как его оскорбления нацелены вызвать у вас эмоции.
Не обсуждайте с коллегами произошедшее. Работа есть работа, и даже коллега, которого вы считали приятелем, может оказаться отнюдь не таким.
Не реагируйте слишком эмоционально. Сложно удержать в себе эмоции, но вы старайтесь. Что же теперь, из-за каждого обидчика рыдать и увольняться? Если вы чувствуете, что сейчас заплачете или совершите необдуманный поступок — выйдите из кабинета на нейтральную территорию и успокойтесь.
При конфликте с начальником все немного сложнее. Как только вы поняли, что произошел конфликт (допустим на вас грубо накричал начальник), не пытайтесь возражать и кричать в ответ. Не пытайтесь доказать начальнику, что вы на самом деле хороший работник и зря он так с вами. Выслушайте все до конца и молча уходите (дверью не хлопать). Проанализируйте ситуацию. Возможно, что вы и правда где-то допустили оплошность.
У вас должны быть четкие границы «дом-работа» и «работа-дом». Ваши домашние не должны попадать под горячую руку «рабочих конфликтов», так же как и коллеги не виноваты, если ваш муж пьет, а ребенок получил два по математике. Поэтому следуйте законам эмоций: эмоции должны быть направлены на нужного человека и в нужное время.
Повышая свой уровень мягкости и пушистости, помните, что хорошим для всех быть нельзя, этим вы себя зарекомендуете как бесхарактерный подхалим. Поэтому высказывайте свое мнение, интересуйтесь мнением других. Помните, что в споре рождается истина – но только тогда, когда этот спор основан на взаимоуважении.

Подготовила Мария Драпеза



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *