Если буквы перепутались

Лента новостей

Многие родители сталкиваются с тем, что их любознательные и вполне смышлёные дети испытывают серьёзные трудности при овладении чтением и письмом. Решить проблему не помогают ни многочисленные выполнения домашних заданий, ни повторения и объяснения, ни поощрения и наказания. Не торопитесь ругать своих детей, обвиняя их в лени, невнимательности и неусидчивости. Не стоит также подозревать учителей в недостаточном внимании к вашему ребёнку. Проблема заключается в том, что некоторые дети страдают специфическими нарушениями чтения и письма – дислексией и дисграфией, и им нужна помощь специалиста.
При дислексии ребенок, несмотря на все старания, не может в полной мере овладеть навыками чтения – иногда даже на уровне слияния слогов. Бывает, что пытается угадать слово по первым буквам, не дочитывает окончания, заглатывает, пропускает буквы или заменяет их другими. При дисграфии ребенок делает на письме специфические ошибки, не связанные с правилами орфографии.
Это пропуски, замены, перестановки, недописывание букв, слогов, слов; ошибки в ударных слогах, ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другие искажения; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова, нечитаемый почерк, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному), несоблюдение границы полей в тетради.
Научиться писать совсем не так просто, как кажется взрослым. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Для маленького ученика – это целая цепочка интеллектуальных и двигательных навыков. Родители склонны приписывать участившиеся двойки в тетрадях ребенка его лени или невнимательности. Как же понять, что ему действительно трудно дается правописание? Какие ошибки нужно «знать в лицо», и как отличить их от других – случайных и вполне безобидных? Что делать, если появились признаки дисграфии?
Безусловно, огромное количество однотипных повторяющихся ошибок в тетрадке вашего чада – сигнал для визита к дефектологу. Однако несколькими простыми рекомендациями вы можете воспользоваться самостоятельно. Во-первых, не упрекайте и не злитесь на ребенка за ошибки, не заставляйте ребенка бесконечно переписывать упражнения «начисто» или писать объемные тексты под диктовку, никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, у каждого свой темп развития. Обращайте внимание на усердие ребенка, а не на количество ошибок. Вселяйте в него веру, что трудности в учебе можно преодолеть. Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности. Во-вторых, нужно спокойно сесть со специалистом и разобраться в характере ошибок. Самое важное – понять, как помочь ребенку. Общего совета, какую коррекционную помощь выбрать для ребенка, – нет и быть не может. Все зависит от того, с какой проблемой сталкивается школьник. Помните, что ребятишкам с дисграфией вполне по силам овладеть письмом, если они будут настойчиво заниматься. Коррекционная работа с детьми, страдающими дисграфией, проводится в тесном сотрудничестве родителей, дефектолога, учителя, иногда психолога. Многие родители жалуются на отсутствие свободного времени. Но очень многие качества и способности ребёнка можно развивать между делом.
К примеру, когда вы с ребёнком идёте из школы, магазина, поликлиники, читайте стихи, называйте предметы и обобщайте их по группам, развивая слуховое внимание. Полезно придумывание слов, которые начинаются на определённый звук. Звук можно выбирать в середине или конце слова. Поиграйте в игру «Наоборот» (подбор антонимов). Во время прогулок или других домашних дел играйте в «Цепочку» – придумывание слов на последний звук предыдущего слова. Во время поездки на автомобиле предложите ребёнку назвать всё, что он видит за окном. Это развивает словарь ребёнка и улучшает звукопроизношение. Выбор письменных принадлежностей играет не последнюю роль в процессе овладения письменной речью, особенно, если речь идет об учащихся первых или вторых классов. Ручка должна быть не просто красивой, она должна быть удобной, хорошо писать, не пачкать тетрадь, комфортно помещаться в руке ребенка. Преимущество лучше отдать ручкам, которые пишут более тонко. Если ребенок неправильно держит ручку и карандаш, то стоит уделить внимание карандашам с тремя гранями и подобным насадкам на ручки.
Конечно же, все эти рекомендации не дадут моментального эффекта. Но постепенно они помогут ребенку справиться с имеющимися у него проблемами.

Татьяна Луконина, учитель-дефектолог СШ аг.Пограничный



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *