«В школу без любви ходить нельзя». «Учитель года» Ольга Коник — о профессии, семье и творчестве

Лента новостей Образование Человек и его дело

В начале января в Большой Берестовице проходил районный этап республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь». Почетное знание «Учителя года Берестовитчины» и право представлять наш район на областном этапе конкурса завоевала учитель русского языка и литературы средней школы агрогородка Пограничный Ольга Коник. Сегодня мы познакомим наших читателей с этим талантливым педагогом и интересным человеком поближе.

«Педагог творческий, инициативный, безотказный, всегда готова прийти на помощь» – так характеризуют Ольгу Николаевну коллеги по школе, где она трудится уже более 30 лет.  Учитель высшей категории, классный руководитель, педагог дополнительного образования, руководитель методического объединения учителей гуманитарного цикла,  – регалии Ольги Коник можно перечислять долго, ведь кроме уроков в школе она занимается инновационной и исследовательской деятельностью, готовит учащихся к олимпиадам, дает мастер-классы по медиообразованию для коллег не только из учреждений образования нашего района, но и области, а также республики, руководит  театральным кружком «Маски» и кружком «Юный журналист», а если случается свободная минутка, то даже пишет стихи.

— Хотя в последнее время это происходит все реже, — уточняет Ольга Николаевна, — мне физически не хватает часов в сутках, чтобы воплощать все свои задумки. Тем более, что стала готовиться к  сдаче квалификационного экзамена на присвоение звания «учитель-методист», а это отнимает массу времени.

Средняя школа аг. Пограничный – единственное и бессменное место работы Ольги Коник.  Приехала она в Пограничный  после окончания Гродненского государственного университета им. Я. Купалы в 1988 году, а в 1989 году, когда старшему сыну Максиму исполнилось 11 месяцев, пришла работать в школу и осталась здесь навсегда, уходя ненадолго только еще в два декретных отпуска.

— Сама я родом из Карелии, — рассказывает Ольга Николаевна, — в Беларусь семья моих родителей переехала в 1982 году, поэтому последний класс школы я заканчивала уже в Сморгони. Кстати, я занималась в заочной математической школе и собиралась поступать на математический факультет, а потом, практически за неделю до подачи документов, передумала и поступила на филфак. Наверное, сыграл роль вопрос моей учительницы: «Оля, почему ты решила идти на матфак?» А я ведь в школе уже начала писать стихи, участвовать в литературных вечерах, как говорится, лирика мне была гораздо ближе, поэтому я все-таки выбрала ее.

Его величество случай привел Ольгу Николаевну и на Берестовитчину. Пятикурсников, а такое случилось впервые,  отправили «на картошку», и попали они в Берестовицкий район.

— Мы еще с подругой смеялись: «Поедем на картошку, выйдем замуж, и проблем с распределением не будет», — улыбается моя собеседница. – А так и получилось, посмеялись, а потом и она, и  я  вышли сюда замуж.

Муж Ольги Коник, Владимир Иванович, — водитель, вместе они вырастили троих детей: сыновья Максим и Владимир уже работают, а дочь Анастасия – студентка 5-го курса БНТУ.

— Конечно, взять замуж учительницу – дело нелегкое, — продолжает Ольга Николаевна. — В жизни бывало, что и злился муж на мою работу, но ведь учитель – это даже не профессия, а скорее, образ жизни, и он его  со временем принял.  А дети всегда были со мной и меня поддерживали, во всех мероприятиях участвовали  в первых рядах.

Я интересуюсь у Ольги Николаевны, помнит ли она свой первый урок?

— Конечно, помню, — отвечает педагог. —  Урок был в 11 классе, в СШ №18 г. Гродно,  я тогда училась на пятом курсе.   Урок был по творчеству Маяковского,  хорошо  помню оценивающие взгляды 11-классников.   А в конце урока ко мне подошли два мальчика и сказали: «Спасибо, Ольга Николаевна, мы никогда не предполагали, что Маяковский – это не глыба, а очень ранимая личность».

Ольга Николаевна признается, что сама она больше любит уроки литературы, ведь они несут колоссальные воспитательные возможности. На примере поступков героев литературных произведений она учит своих учеников, как нужно поступать в жизни.

— Из русских писателей я обожаю Чехова, потому что он моралист, — говорит Ольга Коник. – Он учит обретать чувство собственного достоинства, чести, ответственности, совести, а из зарубежных авторов люблю Бальзака.

Часто ученики Ольги Николаевны углубляются в творчество полюбившегося писателя больше школьной программы, готовят исследовательские работы.  К примеру, последние два года их проект «Одиночество и одинокая старость» принимал участие в областном конкурсе «Хрустальная Альфа».

Многие из  бывших учеников Ольги Николаевны пошли по ее стопам, выбрав для себя педагогику и, в частности, филологию.

— Я этому очень рада, ведь даже в Библии говорится, что  самые важные три профессии – врач, учитель и священник, — приводит пример Ольга Николаевна. – К сожалению, теперь профессия учителя потеряла свой статус, но, тем не менее, нельзя не оценить роль учителя в формировании мировоззрения своих учеников. Я считаю, что у каждого педагога должно быть понимание этого и  чувство ответственности как перед собой, так и перед детьми.  Ну а кроме ответственности, нужен профессионализм и знание своего предмета на 100 процентов. Но все-таки на первое место я бы поставила любовь к детям, я абсолютно уверена, что в школу без любви ходить нельзя. Знаете, раньше у меня было другое восприятие детей, я считала, что если дала им определенные знания, то они должны это знать. Но с возрастом я поняла, что не всем дано усвоить даже тот минимум,  который они получают от учителя. Дети в этом не виноваты, ведь не всем дано быть звездами.   Может, этот ребенок будет просто хорошим человеком, хорошим слесарем или плотником, к примеру.   Нельзя требовать от всех детей стандартную форму, нужно подходить дифференцировано.  А еще дети научили меня быть равными с ними, уметь становиться с ними на одну ступеньку, понимать, что они чувствуют в той или иной ситуации. И это помогает мне наладить с детьми и хороший контакт,  и сотворчество, и сотрудничество.

На прощание, я спросила у Ольги Николаевны, какой ей видится идеальная школа?

— Здесь много составляющих, — на минутку задумалась педагог. – Но главное, в ней, наверное, когда учитель понимает ребенка, а ребенок понимает учителя,   когда администрация входит в положение учителя, а учитель – в положение администрации. А еще идеальной школа будет тогда, когда наши педагоги будут заинтересованы в своей работе, а заинтересованность эта, в первую очередь,  связана с материальным благополучием, поэтому,  чтобы учитель полностью отдавал себя школе, он не должен думать о том, где бы еще подзаработать.  Вот о такой школе я мечтаю, и в такой школе пожелала бы работать и себе, и всем своим коллегам.

Ирина МИКЛАШ, фото автора

***

Из поэтической тетради Ольги Коник

Сколько боли и сколько упрёков!

Отчего так пошло? Почему?
Мы любили тот птичий клёкот

И холодную эту росу!

Мы любили луны сиянье.

Мы любили мерцанье звёзд.

Где же это желание чуда?

Почему погас небосвод?

Что же стало с душою нашей?

Отчего мы не слышим того,

Что тревожило сердце наше,

Заставляло так биться его?

Почему на поверку выходят

Не любовь, доброта и стыд,

А нажива, желание власти,

Страх, тот жалкий души порыв.

Отчего?! Оглянитесь, люди!

Посмотрите! Мы раз живём!

И не будет в запасе жизни,

Мы ведь просто её прожгём.

***

Не смотрю я на жизнь сурово

И на стужу,прикрыв глаза,

Потому что ищу в прохожих

Те черты родного лица.

 

Всё имею:  и тихое счастье,

И семейный уют, и тепло.

А в душе бывает ненастье:

Оглянуться порой тяжело.

 

Но как низенький дом вспоминаю,

То окошко с сиренью, порог

И тропинку к реке,

Понимаю, что живёт во мне огонёк.

 

Мне б вернуться туда, к тем нивам,

К крутизне речных берегов,

И к девчонке у старой ивы,

И к распущенным косам вновь.

 

Не смотрю я на жизнь сурово

И на стужу, прикрыв глаза,

Птому что ищу в прохожих

Те черты родного лица.

 

Это только мои надежды,

Никому ни за что не отдам.

Огонёк этот душу греет,

Я ему потухнуть не дам.

***

Разговор о счастье

Абсолютного счастья не знаю.

Не бывает его, не  ищи.

Ощущение счастья знакомо:

Это радость и треппет в груди.

Понимаешь, что нужен детям,

И стараешься им помочь.

Понимаеь, что нужен дому,

Мысли грустные гонишь прочь.

Улыбается дочка, шепчет:

“Я ,мамуля, тебя люблю!”

Сыновья пожелают здоровья.

Муж хоть редко, но скажет: “Ценю!”

Абсолютного счастья не знаю.

Не бывает его, не  ищу.

Дорожу каждым часом и мигом,

От судьбы подарков не жду!

***

Улетели дети из гнезда…

Опустела комната… Как тихо…

Не шумит открытая вода,

И компьютер не гудит забытый.

Вещи не раскиданы везде,

Хлебница всегда теперь закрыта,

Нет и чайных пятен на столе,

И гардины вовремя открыты.

 

Как же  не хватает суеты,

И не слышишь голоса: “Где, мама?”

“Ты не знаешь, мама, где часы?”

И не выучена Блоковская дама.

“Не успею химию решить,

Сочиненье первым по беллиту!”

Завтрак быстро, чай остался стыть.

И бегом! Ночные сны забыты!

 

Как же не хватает этих дней…

А года бегут, они не спросят,

Сколько надо времени тебе,

Чтоб понять: своя их жизнь уносит!

 

И домой уже как в гости едут,

И звонить не помнят по три дня…

 А когда в дорогу собираешь,

То заплачешь тихо: “Вот судьба.”

И молиться будешь и креститься:

“Боженька, спаси и сохрани!

Дай им сил и мамино терпенье!

Горе от родимых отведи!”

 

А года бегут, они не спросят,

Сколько надо времени тебе,

Чтоб понять: они уже не дети.

Ну а прошлое сегодня как во сне…

***

Я свои слёзы, как росу,

Тихонько на ладонь роняю,

И,позабыв беду свою,

О светлом ,радужном мечтаю.

Но слёзы тают, а мечты

Становятся далёким, дальним.

И возвращаюсь как в бреду

Я к берегам своім печальным

***

Моя душа как гроздь рябины красной:

На морозе жухнет, но горит.

Рядом сосны дремлют в белых шапках,

И берёзы голыми руками рвутся ввысь.

 

Снежным хлопьям ягод не засыпать,

От мороза бусам не завять.

Слаще стали ягоды от стужи,

Но никто не хочет их сорвать.

 

От невзгод, потерь душа немеет…

Ну, а то, что было так давно?

Память на морозе сердце греет,

А метель иль буря – всё одно.

 

Моя душа как гроздь рябины красной:

На морозе жухнет, но горит.

Пусть пурга бушует, ветер свищет,

А она всё борется, не спит!

 

 

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *