Возможности разновозрастной группы для успешного развития обучающихся в Массолянском яслях-саду-начальной школе

Лента новостей Образование

Разновозрастная группа в учреждении дошкольного образования – это своеобразный живой социальный организм. В основу его положен принцип большой семьи, где у каждого ребёнка есть возможность занимать разные позиции и приобретать жизненный опыт выстраивания отношений. Пробуя себя в разных ролях — старшего и младшего, находясь среди детей разных возрастов, учась у другого, более старшего, ребёнок гармонично переживает своё взросление: глядя на малышей, он может видеть, каким был он раньше; на примере старших он понимает, каким будет через год. При организации работы разновозрастной группы следует помнить, что каждый ребёнок изначально уникален, обладает особой индивидуальностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Соответственно, главная цель педагогов состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку развит в себе те способы взаимодействия с окружающим миром, которые позволили бы ему расти и развиваться в соответствии со своими возможностями. Поэтому педагоги Массолянского-яслей-сада-начальной школы работают над тем, чтобы группа была дружной, чтобы и малыши, и старшие дети чувствовали себя уверенно и комфортно, чтобы все были активны, чтобы старшие не только учились сами, но и передавали свой игровой, социальный и учебный опыт малышам, вовлекали их в свои дела, заботились о них. Для этого нами (в нашем учреждении создана такая обстановка в группе, при корой дети имеют возможность свободно общаться, проявлять самостоятельность, самоорганизацию, сотрудничать.

Достигается это через организацию предметно-развивающей среды в группе. Это, в конечном итоге, не только способствует развитию детей, но и помогает самим педагогам в организации образовательного процесса в группе. Ведь именно это, как правило, вызывает наибольшие затруднения у педагогов, работающих в разновозрастной группе. Вот что стоит учитывать при организации образовательного процесса:

— игровая развивающая среда в группе должна формироваться с учётом всех возрастных групп;

-игровая среда должна быть максимальна, безопасна, чтобы подгруппы детей могли играть самостоятельно, не мешая занятиям других детей;

— в группе должно быть достаточно места для развёртывания коллективных игр;

— на занятиях изобразительного искусства целесообразно использовать коллективные работы детей, когда задание даётся нескольким детям или всей группе. При этом задание диффиринцируются по уровню сложности. Например, при выполнении общей аппликации на тему « Осень» дети старшей подгруппы вырезают из бумаги и наклеивают деревья, улетающих птиц, а младшая подгруппа на той же композиции создают аппликацию из готовых деталей: облака в небе, домики и т.д., а дети старшей подгруппы помогают им наклеивать.

— расписание занятий составлять так, чтобы максимально задействовать специалистов (музыкального руководителя, руководителя физвоспитания, учителя-дефектолога), для деления на подгруппы.

Очевидно, что работа в разновозрастной группе сложна и многогранна. Она требует от педагога виртуозности, глубокого знания программного и методического материала, предназначенного образовательной программой для каждой возрастной группы, что, безусловно, будет способствовать разностороннему развитию дошкольников, обеспечению равных возможностей для получения ими качественного дошкольного образования.

Татьяна Гольцева, воспитатель разновозрастной группы

Массолянского-яслей-сада-начальной школы



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *