ВЗГЛЯНУТЬ НА МЕЧТУ

Лента новостей

– Тревожилась я всегда, что до восьмидесяти не доживу, – с тоской раскрывает шкатулку затаенных страхов Любовь Иосифовна Кот. Но как бы то ни было, одна из былых лучших тружениц малоберестовицкого хозяйства минувшей осенью эту круглую юбилейную отметку благополучно перешагнула и теперь сидит передо мной с готовностью поделиться своей жизненной историей.

Воспоминания, подобно кинематографической хронике, воспроизводят кадры давно исчезнувших десятилетий, где первый эпизод – война. Великая Отечественная застала маленькую Любу на печке. Там пятилетняя девчушка надеялась спрятаться от немцев каждый раз, когда они появлялись в родной деревне Могиляны.
При виде даже на экране телевизора человека в фашистской форме женщина содрогается до сих пор. Любовь Иосифовна хорошо помнит день, когда немецкий солдат пришел к ним в дом и на ломаном русском предупредил отца – оставаться на месте не безопасно, нужно скорее уходить в соседнее село. Тогда враг уберег Любу и ее родных от большой беды.
– Этот немец дал нам всем убежать, – рассказывает Любовь Иосифовна, – но боялись мы все равно, старались лишний раз с фашистами не связываться, потому что не знал никто, что там у них в голове. Было, что и убивали людей в деревне. Страшно жилось.
Помнит женщина и то, как плакала, когда старшую сестру Женю забирали на работу в Германию, и как радовалась, когда после долгих лет войны та вернулась наконец-то домой.
О детстве Любовь Иосифовна рассказывает мало. Да и длилось оно не долго. В двенадцать лет цена хлеба нашей героине была уже известна – закончив всего четыре класса, она сразу же начала трудиться на колхозных полях.
– Тогда мало кто дальше учиться шел. Писать, читать кое-как умели и вперед работать, такое время было, – не без сожаления продолжает моя собеседница. – И свеклу мы, подростки, пололи, и снопы вязали. Работники из нас, может, были и слабоватые, но мы старательно все делали.
В Малую Берестовицу Любовь Иосифовну заманила любовь – именно здесь женщина встретила суженого Степана и в 19 лет обменяла свою девичью фамилию на звучную мужнину – Кот. Вскоре молодая семья уже ждала пополнения. Леник (так по-матерински ласково женщина зовет своего старшего сына) несмотря на то, что работает в Гродно, продолжает оставаться надежной опорой для пожилой матери. Следом за сыночком Любовь Иосифовна родила и лапочку-дочку – Танюшу. А вот Зоя появилась в семье Кот только через пять лет после своей старшей сестры.
– Мечталось мне всегда, – признается наша героиня, – чтобы дом был у меня большой, красивый, чтобы мебель была в нем хорошей, потому и работала много.
А работать приходилось женщине не покладая рук, в смысле переносном и прямом. Всю жизнь Любовь Иосифовна посвятила тяжелому физическому труду. Будучи дояркой в колхозе, каждодневно, вечером и рано на рассвете она доила по пятнадцать коров. К этому прибавлялось и собственное хозяйство, в котором всегда была хотя бы одна буренка.
– За все время, что проработала, ни разу «на бюллетень» не сходила. Больная была или здоровая, а все шла к своим «рогаткам», – теперь уже неодобрительно кивает головой моя собеседница и, смеясь, добавляет, – Правда, потом легче стало, когда аппараты эти для доения появились. Помню, как включили мы их первый раз, думала – коровы наши от испуга помрут. К счастью, обошлось.
Лучших тружеников на отчетных собраниях в колхозе всегда поощряли – дарили шерстяную одежду, покрывала. Теплым пледом, подаренным некогда хозяйством в качестве благодарности за добросовестный труд, прохладными зимними вечерами Любовь Иосифовна укрывается по сей день. Не единожды наша героиня оказывалась и на колхозной Доске почета.
По стопам женщины пошли и ее дочери Татьяна и Зоя, внучка Люба. До сих пор они ответственно, с полной самоотдачей трудятся в «Малоберестовицком элитхозе».
Вопреки тому, что героиня наша семь раз бабушка и четырнадцать – прабабушка, чувство одиночества не перестает ее покидать. Конечно, дети не забывают, приезжают, помогают, но большую часть времени в стенах собственного дома Любовь Иосифовна слушает звуки включенного телевизора или тишину.
– Вот уже двадцать три года я живу одна, муж мой тяжело болел и умер очень рано, – сетует женщина. – В 57 лет я осталась вдовой. Похоронила я и всех своих братьев и сестер. Из шести детей в семье только я и осталась. Правда, брат у меня уехал еще в молодости в Донецк, там где-то и стал жить. Потерялись мы с ним и о судьбе друг друга ничего не знаем.
Когда просишь Любовь Иосифовну рассказать побольше о муже, признается – как и в каждой семье, ссоры были, но подолгу злиться на супруга не получалось.
– Другие могут неделями обижаться друг на друга, не разговаривать, а у меня такого не было никогда, – рассказывает наша героиня. – Бывало, Степан мой сварит покушать, нальет в тарелку, поставит, мол, ешь. Я отнекиваюсь, а он мне – ешь, давай. Ну, хорошо, сажусь уже и ем. Да и ни на кого зла я не держала и не держу. Сколько бы людей в жизни моей ни было, все для меня хорошие.
Прежде Любовь Иосифовна боялась не дожить до восьмого десятка, теперь же – до того момента, как внук Саша достроит-таки свой большой двухэтажный дом. Дом, о каком женщина мечтала всю свою жизнь.
– Хоть взглянуть бы, что у него получится, – шутит моя собеседница, а во взгляде мелькают проблески грусти.
Анна РАДЮК,
фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *