Пальчиковый театр – для развития речи

Лента новостей Образование

Сформированная связная речь — важнейшее условие успешности обучения ребёнка  в школе.

Одним из нарушений речи, при котором наблюдаются недостатки в формировании связной речи, является общее недоразвитие речи.

У детей с общим недоразвитием речи    отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, описывая любимые игрушки, дети обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей.

В традиционной системе развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи    применяются специально организованные  занятия и различные виды деятельности:

— фронтальные, подгрупповые или индивидуальные занятия по развитию фразовой речи с использованием разнообразных форм и видов высказываний (рассказ-образец, рассказы-соревнования, конкурсы рассказов, устные сочинения и т.д.);

— организованная деятельность детей (игра-беседа «Посиделки — повязалки», бытовые ситуации общения, сюжетно-ролевые игры, театральные представления, праздники, родительские «игротеки общения», индивидуальные беседы детей с родителями по теме «Познакомь с рассказом маму» и т.д.).

Одним из уникальных средств, позволяющих развивать речь дошкольников, является пальчиковый театр – один из видов кукольного театра. Пальчиковые театрализованные игры положительно влияют на общее развитие ребёнка, позволяют ему проявить свои творческие способности. Пальчиковый театр также выступает как один из компонентов мотивационной среды, создаваемой для активизации высказываний направляющие действия и слова педагога, рождающие потребность в высказывании или напоминающие о нём, так как персонажи (куклы) пальчикового театра необычны и привлекательны для детей.

Занятия по развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю и построены следующим образом: на неделю выделяется одна тема (сказка, пальчиковая игра). На первом занятии дети прослушивают речевой материал, выделяют главных персонажей, обсуждают их вместе с взрослым, пробуют описывать внешность, характер и действия персонажей. В зависимости от сложности персонажей пальчиковые куклы могут изготавливаться учителем-дефектологом или родителями самостоятельно или совместно с детьми. Второе занятие посвящено непосредственно театрализованному представлению, где дети выступают в роли актёров, управляющих пальчиковыми куклами по заданному сценарию.

Например, самостоятельное рассказывание (описание события, предмета или явления, повествование или рассуждение о них) может быть построено следующими способами:

а) со сменой обстоятельств: без публики (для куклы, для себя, для единичных слушателей, наделённых доверием (педагог, мама, друг),   публично (знакомая и незнакомая аудитория, самоконтроль с отсрочкой (запись на магнитофон, видео), диктовка взрослому для записи высказывания («Электронное письмо другу», «Маленький артист»).

б) при вариативном повторении: на занятии, на улице, дома, по одному, парами, цепочкой, стоя, сидя, лёжа, в движении, громко, шёпотом, на ушко, за зайку, за мишку, Таню, Серёжу, для  папы, бабушки, девочки, мальчика.

Таким образом, пальчиковый театр является эффективным средством развития связной речи дошкольников с ОНР и может быть реализован в рамках коррекционной работы на пункте коррекционно-педагогической помощи.

Елена   Цыдик, учитель-дефектолог яслей-сада аг. Пограничный

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *